С 2004 года ведём разработку простых и сложных сайтов, создаём сложные интернет-системы, автоматизируем бизнес-процессы и создаём системы учёта времени.

13 лет работы — 15 сотрудников — 200 000+ человеко-часов

Как правильно спроектировать навигационное меню сайта?

Наверняка Вы, вы не раз замечали следующее: если попадаете на сайт, где не можете найти нужную вам информацию, непонятно, как по нему перемещаться, вы очень быстро уйдёте с этого сайта. Возникает вопрос: «Как же правильно разработать навигацию сайта, которая будет проста и понятна посетителю»?

Ведь именно от того, понятна ли система навигации, продуманы ли её элементы, зависит, найдёт ли пользователь информацию и достигнет ли он своей цели. Удобная навигация сайта заставит пользователей вернуться на ваш сайт, потому что они будут знать, что легко смогут найти то, что им нужно.

Главное правило при проекировании навигации сайта состоит в том, что на каждой странице сайта должна присутствовать так называемая постоянная навигация, включающая в себя пять элементов, которые могут понадобиться пользователю в любой момент:

  • логотип сайта — ссылка на начальную страницу;
  • окно поиска по сайту или ссылка на страницу поиска;
  • разделы (основная навигация, содержит ссылки на основные разделы сайта, например, «Услуги», «Портфолио»; может содержать и вторичную навигацию, т.е. список подразделов);
  • сервисы (т.е. ссылки на разделы, помогающие пользователю пользоваться сайтом, например, «Помощь», либо разделы, содержащие информацию о компании, например, «Контакты»).

Постоянная навигация должна присутствовать на каждой странице, за исключением тех страниц, на которых находятся специальные формы для заполнения пользователем.

Какие элементы должны быть на сайте?

1. Логотип сайта
- лучше всего расположить его в верхнем левом углу сайта;
- логотип должен иметь все атрибуты, полагающиеся для торговых марок и фирменных знаков: особый шрифт и графика.

2. Разделы и сервисы составляют навигационное меню сайта. 
Задача навигационного меню — показать пользователю, где он находится в данный момент, и обеспечить удобное перемещение в другие разделы сайта.

Чаще всего для создания навигационного меню используется меню-список разделов сайта. При таком меню страница как бы делится на две половины: в одной половине находится список разделов сайта в виде текстовых ссылок или графических кнопок, а в другой — информация. Стоит отметить, что список сервисов должен быть менее заметен, чем список разделов сайта.

О компании
   История
   Контакты
Услуги

В последнее время всё более популярными для создания навигационного меню становятся вкладки. Они делят содеражание сайта на разделы и позволяют пользователю легко перейти в любой из них, просто щёлкнув мышью по нужной вкладке. Часто навигационное меню может содержать и список ссылок, и вкладки, образуя двухуровневое навигационное меню.

Ссылка на начальную страницу (названия: "Главная страница", "Вход", "Начало") является одним из важнейших элементов навигации. Существует два основных варианта расположения этой ссылки при создании навигационного меню:
- можно включить ссылку «В начало» или «Home» в строку разделов и сервисов;
- можно использовать логотип сайта в качестве кнопки для перехода к начальной странице, в этом случае можно на каждой странице (кроме начальной) добавить к логотипу сайта фразу «В начало» или «Home».

4. Окно поиска (или ссылка на окно поиска) — не менее важный элемент навигации, чем ссылка на начальную страницу. Дело в том, что большой процент пользователей, впервые попав на сайт, сразу начинают искать окно поиска или нечто похожее. Формула очень проста: окно, кнопка и слово «поиск». Причём не следует использовать непривычных названий, иначе пользователь, который будет искать окно поиска для поиска нужной ему информации покинет сайт, даже не начав искать.

Куда пользователь может пойти, мы выяснили. А как же можно определить, где он находится? В Интернете указывать пользователю его местоположение на сайте можно с помощью выделения позиции во всех навигационных меню при помощи различных указателей, изменения цвета текста, использования жирного шрифта или можно применить сразу несколько способов.

5. Указатель. Еще одним способом является использовние указателя «Вы находитесь здесь» и «хлебных крошек» (Якоб Нильсен, www.useit.com). Преимущество «хлебных крошек» в том, что они показывают весь путь, проделанный пользователем от начальной страницы до текущего местонахождения: 
Главная страница > Раздел > Подраздел > Страница.

Указатель должен быть на сайтах с большим количеством переходов.

Безусловно, выбор способа указания местонахождения пользователя или же способа оформления меню остается за Вами. Но не забывайте, навигация на сайте должна быть в первую очередь простой и удобной для пользователя. Дизайнерские изыски будут здесь неуместны. 

Ирина Осипова, дизайнер
Online-Media.Ru

13 Августа 2008

Поделиться: