Как сохранить доменное имя сайта и сделать на нем деньги

Категории
Категории
Анна Крампец, Яна Пчелинцева
  • 7 мин
  • 291

Доменное имя сайта — символьное наименование вашего интернет-ресурса, с помощью которого ваши клиенты найдут вас в сети. Однако это не просто буквы в строке браузера. Доменное имя — ваш капитал: и в переносном смысле, как нечто ценное, во что вложено немало средств и усилий, и в прямом — как часть нематериального актива компании.

Просто пойти к регистратору доменных имен и купить доменное имя для сайта — малая часть проблемы. Главная задача — не потерять доменное имя и сделать его действительно ценной частью актива предприятия. Как этого добиться?

Доменное имя или товарный знак?

Доменное имя может совпадать с названием компании или нет. Оно может отражать вид деятельности компании, состоять из ключевых слов, по которым сайт будут легко находить пользователи, и т.д. Мы рекомендуем отнестись к выбору доменного имени серьезно и зарегистрировать его не только у регистратора доменов, но и как товарный знак. Может сложиться ситуация, что вы взяли свободное имя для сайта, раскручивали свой интернет-ресурс, обеспечили хороший трафик — а ваше доменное имя оказалось зарегистрированным товарным знаком конкурентов или просто «патентных троллей». Вам придется оплатить штраф и лишиться домена (недобросовестные конкуренты могут предложить также вариант «перекупить бренд вчерную»). Даже если попробовать оспорить права на имя в суде, вы потеряете время, аудиторию сайта — и, скорее всего, будете вынуждены начать раскрутку нового имени.

Требования к товарному знаку, который можно использовать для доменного имени, начинаются с уникальности: нельзя воспользоваться брендом, который уже зарегистрирован в любом из уголков страны. Существует еще целый ряд ограничений, определяемых Гражданским Кодексом РФ.

Сколько стоит доменное имя?

Новое доменное имя, которое вы придумали и хотите зарегистрировать, обойдется вам недорого — порядка 200-1000 рублей в год. Точная цена зависит от домена (в зоне .RU дешевле, в международной зоне дороже) и регистратора. Помимо стоимости самого доменного имени расходы могут включать плату за хостинг, настройку или перенос доменного имени с одного хоста на другой и т.д.

Но в ценность имени еще предстоит вложиться годами привлечения аудитории (особенно если новое доменное имя плохо оптимизировано для SEO). Зато раскрученное доменное имя можно продать и заработать на этом. Стоимость существующих доменных имен в зоне .RU доходила до нескольких миллионов рублей. Эта цифра зависит от таких факторов, как рейтинг в поисковых системах или статистика трафика сайта.

На рынке дорого стоят:

  • короткие домены (их мало и почти все заняты);
  • брендовые домены (их можно перепродать);
  • возрастные тематические домены и возрастные домены компаний.

Как сделать деньги на доменном имени сайта?

Но даже не продавая доменное имя, компания с его помощью может существенно улучшить свои финансовые показатели. Ведь имя вместе с программным обеспечением, дизайном и контентом интернет-ресурса является составной частью объекта интеллектуальной собственности — вашего сайта. А сайт может учитываться как нематериальный актив компании и при правильном подходе существенно повысит капитализацию предприятия.

Если же доменное имя зарегистрировано как товарный знак или содержит зарегистрированный бренд компании, то подпадает под правовую защиту и может быть оценен через сумму прибыли, получаемую за счет бренда. Особенно это актуально для компаний, которые используют сайт как главный инструмент продаж (онлайн-продажи).

По данным Reg.ru самые дорогие домены в истории интернета:

Домен LASVEGAS.COM.
Имя было продано за рекордные 90 000 000 долларов. 

CARINSURANCE.COM —  49 700 000 доллларов.

INSURE.COM —  35 600 000 долларов.

Главное — не потерять доменное имя

Чтобы этого не случилось, следуйте простым правилам:

Правило 1. Всегда регистрируйте домен на имя вашей организации или на ваше имя

Субъект, указанный владельцем доменного имени, контролирует домен и обладает всеми правами на него.

Поэтому владельцем доменного имени компании не может быть указан дизайнер или сисадмин, работающие в штате или на договоре, сторонняя компания хостинга, маркетинговое агентство и др. Только вы или ваша компания. Контактное лицо должно быть назначено как администратор домена, но не владелец.

Пример

Крупная торговая компания в 2008 году поручила своему сисадмину зарегистрировать доменное имя для сайта. Чтобы не заморачиваться, сотрудник зарегистрировал домен на себя. Ежегодное продление бухгалтерия компании оплачивала напрямую регистратору. В 2017 году системный администратор уволился и уехал в другой город. В 2019 году при аудите ресурсов интернет-маркетолог компании обнаружил, что доменное имя до сих пор принадлежит физическому лицу — уволившемуся сотруднику. Но переоформить домен на компанию оказалось невозможно: регистратор не согласен передавать домен без согласия собственника домена, а найти бывшего сисадмина так и не удалось.

Правило 2. Выбирая имя сайта, помните: на это наименование распространяются требования Гражданского Кодекса РФ

Если в доменном имени содержится слово, которое зарегистрировано как товарный знак ваших конкурентов, можно получить серьезный штраф — и лишиться доменного имени. А если ваше доменное имя включает ваш зарегистрированный товарный знак, вы сможете уберечь себя от недобросовестного маркетинга со стороны конкурента (например, от рекламы по вашим брендовым запросам, которая будет вести на чужой сайт).

Правило 3. Оставляйте действующие контактные данные (e-mail, номер телефона), к которым у вас есть свободный доступ

Вся важная информация и объявления, такие как уведомление о продлении домена, будут приходить на указанный адрес электронной почты.

Правило 4. Вовремя оплачивайте домен

Старайтесь оплачивать домен заранее. Удобно платить за 2-3 года вперед и не беспокоиться.

Что произойдет, если просрочить оплату домена?

Продлевать срок использования доменного имени нужно ежегодно (если не установлен другой период; он может достигать и 10 лет). Если просрочить оплату домена, он будет отключен от сети, и ваши клиенты не смогут попасть на сайт. Начинается период преимущественного продления: вы все еще являетесь владельцем доменного имени и можете возобновить его работу в любой момент, просто оплатив следующий период. Для доменов .RU и .РФ этот период составляет 30 дней, в международных зонах (.com, .me и других) могут действовать другие правила.

Важно! В это время регистратор уже принимает заявки на ваше доменное имя, и если оплата за следующий период так и не произойдет, ваш домен получит тот, кто первым подал заявку на регистрацию. А вы потеряете не только имя сайта, но и органический трафик, и позиции в поисковой выдаче. Даже если ваше доменное имя никто не перехватит, вам придется заново пройти и оплатить процедуру его регистрации.

Правило 5. Тщательно выбирайте регистратора доменных имен

Регистраторы — это авторизованные провайдеры, которые имеют договор с реестром доменных имен и предоставляют конечным пользователям возможность регистрировать домены. На рынке развито воровство доменов регистраторами и дальнейшая их перепродажа: в некоторых случаях имя перепродается самому бывшему владельцу за круглую сумму.

Правило 6. Защитите свою учетную запись регистратора

Чтобы быть в курсе того, кто входит в вашу «учетку», и не допустить неправомерных изменений, которые могут привести к потере доменного имени, используйте различные варианты защиты: надежный пароль, уведомления о входе и др.

Анна Крампец: инструкция по учету доменных имен компании

  1. Заведите реестр доменных имен.
  2. Проведите инвентаризацию своего портфолио доменов и убедитесь, что вы или ваша компания указаны как владелец доменного имени, а в качестве средства для связи указан действующий, доступный вам e-mail.
  3. Проверьте, не совпадает ли доменное имя или его часть с чужими зарегистрированными товарными знаками. Зарегистрируйте доменное имя сайта как ваш товарный знак.
  4. Инициируйте переоценку нематериальных активов вашей компании (товарного знака, связанного с доменным именем).
  5. Разработайте единую политику для будущих регистраций доменных имен вашей компании.

Мы подбираем и регистриуем доменное сайта имя сразу на владельца компании до разработки сайта.

Провести аудит существующего доменного «хозяйства» и получить рекомендации, как сделать доменное имя частью вашего капитала можно на консультации.