- 1 мин
- 806
Сколько стоит обслуживание вашего корпоративного сайта, чат-бота и всей инфраструктуры на самом деле?
Информационной системой мы называем любой программный продукт, который обрабатывает какие-то данные. Интернет-магазин, корпоративный сайт, CRM-система, чат-бот и так далее. Программные решения могут находится «внутри» на серверах компании или «в облаке» на внешних площадках.
Бизнесу при выборе программного продукта нужно не только оценивать стоимость покупки, но и последующую стоимость обслуживания. Это как с покупкой автомобиля: есть цена покупки, но и последующие затраты — транспортный налог, страховка, регулярное техническое обслуживание, стоимость топлива.
Какие посчитать?
Стоимость владения ТСО (Total cost of ownership) — расходы, которые возникают к компании из-за владения программным продуктом.
TCO = Стоимость приобретения + (Эксплуатационные расходы × Время)
Стоимость приобретения для SaaS (например, для CRM-системе) — стоимость аренды решения.
При индивидуальной разработке CRM — стоимость разработки и внедрения.
Эксплуатационные расходы (или стоимость обслуживания) — все затраты на обслуживание.
- стоимость продления лицензий
- стоимость обновлений
- стоимость поддержки
- стоимость инфраструктуры (например, хостинга)
- стоимость резервного копирования
- стоимость техподдержки
- стоимость багфикса
- стоимость на персонал (обучение, обслуживание)
— Небольшой бизнес обычно смотрит только на первоначальную стоимость покупки. Средний и крупный бизнес обращает внимание на нюансы программных решений и подходит к выбору тщательнее: не все программные решения качественны. Тем, кому нужны решения «в долгую» рекомендую во-первых оценивать стоимость владения на периоде не менее трёх лет, а во-вторых считать ещё стоимость отказа от программного продукта. Нужно понимать, что произойдёт, если решение устареет, сломается или потребует развития. Сколько будет стоить переход на другое решение.— говорит Анна Крампец.