- 6 мин
- 3479
Статья будет полезна тем, кто не сдавал ЕГЭ по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» и тем, кому не преподавали этот предмет в школе.
Аббревиатура IT (сокращение от англ. Information Technology — информационные технологии) стала настолько распространенной, что расшифровать ее может, наверное, каждый. Словосочетание «информационные технологии» можно услышать или прочитать везде: на рекламных плакатах, в телевизионных передачах и уж, конечно, в интернете. А вот растолковать значение этих слов — не такая простая задача.
Разберем словосочетание «информационные технологии». Технология — вполне понятное слово: возьмите сто грамм того, полкилограмма сего, ложку этого, посыпьте еще и этим, разогрейте духовку до 180 градусов и поставьте выпекать на 45 минут. Торт к приему гостей готов. Рецепт — как технология изготовления кондитерского изделия.
Добавим к слову «технологии» слово «информация». Получается что-то такое, что нужно делать с информацией: положить туда, передать сюда, сохранить здесь. Но что такое «информация»? И тут начинается самое интересное.
Есть слово, смысл его не совсем понятен, но есть же словари! Это такое распространенное понятие – не может же оно оказаться без толкования.
Читаем:
Информация, -и; ж. [лат. informatio разъяснение, изложение] 1. =Информирование. Сообщить в порядке информации. Средства массовой информации (о газетах, радио, телевидении).
Большой толковый словарь русского языка. (Гл. ред. С.А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. Авторская редакция 2014 года.: (http://www.gramota.ru)
Информация — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.
(https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/4939#cite_ref-2)
«В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков.»
(https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/4939#cite_ref-2)
Информация — это информирование, информация — это сведения, сведения — это информация, единого определения нет. Круг замкнулся, легче не стало. И словари-то не совсем старые, и порталы вроде бы не заброшены, а что-то не так с этим термином.
Можно продолжить поиски, кривые дороги могут вывести к связям с космосом и рептилоидам, но свет в конце тоннеля будет светить на сайтах про ЕГЭ и школьные программы.
«Ха, что интересного можно найти на сайтах для школьников?!» — первое, что может сказать умудренный опытом специалист, лет пятнадцать назад переставший видеть кошмарные сны о провалах на экзамене, и будет неправ.
Вот что пишут в школьном учебнике:
Что такое информация?
Латинское слово «informatio» переводится как «разъяснение», «сведения». В быту под информацией мы обычно понимаем любые сведения или данные об окружающем нас мире и о нас самих. Однако дать общее определение информации весьма непросто. Более того, в каждой области знаний слово «информация» имеет свой смысл.
Философы говорят о том, что информация, как зеркало, отражает мир (реальный или вымышленный). Биологи рассматривают информационные процессы в живой природе. Социологи изучают ценность и полезность информации в человеческом обществе.
Специалистов по компьютерной технике в первую очередь интересует представление информации в виде знаков.
…
Зачем вообще нам нужна информация? Дело в том, что наши знания всегда в чём-то неполны, в них есть неопределённость. Например, вы стоите на остановке и не знаете, на каком именно автобусе вам нужно ехать в гости к другу (его адрес известен). Неопределённость мешает вам решить свою задачу. Нужный номер автобуса можно определить, например, по карте с маршрутами транспорта или найти в интернете с помощью смартфона. Очевидно, что при этом вы получите новую информацию, которая увеличит знание и уменьшит неопределённость.
При получении новой информации уменьшается неопределённость знания.
Поляков К.Ю. Информатика (базовый и углублённый уровни) (в 2 частях). 10 класс.
Ч. 1 : учебник/ К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 352 с.: ил.
ISBN 978–5–9963–4588–5(4. 1) ISBN 978–5–9963–4590–8
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования и примерной основной образовательной программе среднего общего образования.
Информация — это снятая неопределённость.
Неопределённость некоторого события — это количество возможных результатов (исходов) данного события.
- Для былинного богатыря, стоящего на перекрестке у камня с надписью: «Налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — жизнь потеряешь, прямо пойдешь — жив будешь, да себя позабудешь», — неопределенности нет, он обладает полной информацией.
- Для грамотного коня, способного прочитать надпись, информации недостаточно: если богатырь поедет налево – перспективы плачевные, по другим дорогам — может, все будет хорошо.
- Для обычного коня, надпись — не информация, а еще один камень на дороге.
Имея определение, можно ограничить предметную область и далее изучать отношения, свойства, функции. Опытные преподаватели по информатике могут достоверно сказать, когда в школьном курсе утилитарные навыки – включить-выключить компьютер, запустить программу или пострелять всех виртуальных врагов – стали дополняться теоретическими основами. В данном случае не так важно, произошло это пять или десять лет назад. Важно то, что произошел кардинальный разворот в обучении: от использования компьютера как пишущей машинки или калькулятора к использованию вычислительной техники как средства обработки информации.
Нынешние школьники (читай — граждане) уже совсем по-иному могут рассматривать окружающий мир. Одно предложение об уменьшении неопределенности знания открывает двери в мир, где информацию можно измерить, продумать как ее передать, по четким критериям отделить информацию от дезинформации.
Возникает вопрос: «А что, до издания учебников этого не делали?». Делали, только эти знания были доступны узкому кругу специалистов. Паровоз братьев Черепановых был построен в 1833 году, строительство Транссибирской магистрали закончилось 1916 году – потребовалось без малого сто лет, чтобы технология из аттракциона превратилась в основу отрасли хозяйства страны. Иными словами, в России к началу XX века было достаточно подготовленных людей, способных строить, обслуживать и использовать железнодорожную магистраль, протянувшуюся через всю страну.
Примерно такое же время – сто лет – ушло на «вхождение» информационных технологий в «народ». Сейчас у нас есть:
- те, кто сдает ЕГЭ по специальности «информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)». Их знания об информации структурированы и являются основой представлений об окружающем мире,
- те, кто не сдавал ЕГЭ – и в большинстве случаев у людей весьма сумбурные мысли об этом предмете.
Такие матаморфозы уже случались. Например, о генетике школьникам начали рассказывать только в середине 60-х годов прошлого века. В одной семье мог быть молодой человек, понимающий, как работает механизм наследственности, и глава семьи, дрессирующий рассаду помидоров на морозе, руководствуясь заветами академика Лысенко. Прогресс не остановить, и уже к концу семидесятых мало кто путал генетику с евгеникой.
Сейчас выход один — читать школьные учебники: среди них попадаются хорошие.
Об авторе: 36 лет проработала в сфере IT-технологий, 26 лет — на государственной службе.
Специалист в области закупок программного обеспечения для государственных служб.
Подготовила и 7 лет читала курс «Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении» для студентов Томского филиала ФГУ «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы».