Разработка сложной системы: приложение под Android для показа экспонатов музея

Разработка сложной системы: приложение под Android для показа экспонатов музея

«Точка гравитации» — первый томский музей науки и техники. Музей разделен на пять тематических зон: физика, аэро- и гидродинамика, электричество и магнетизм, математика, оптика и свет. В каждой зоне по 10-13 экспонатов, всего в музее 71 экспонат. Чтобы ознакомиться со всеми экспонатами, потребуется минимум час. Основная аудитория музея — школьники.

Заказчиком выступил Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова, задача — в сжатые сроки сделать для нового музея техническое решение.

Задачи клиента

На старте проекта Клиент рассматривал вариант установки стендов для каждой тематической зоны. Предполагалась разработка приложения для мобильных стендов. Задача приложения — дать пользователю максимум полезной информации по конкретному экспонату, возле которого он находится. Одна из проблем такого подхода — дороговизна решения. В среднем стенд стоит 150-250 т.р. и в единицу времени им может пользоваться только один человек, остальные посетители могут за ним лишь наблюдать — это вторая проблема.

Все задачи были сформулированы так:

  • весь контент для каждой из пяти тематических зон должен быть в электронном виде: уйти от офлайновых решений (плакатов, бумажных описаний экспонатов), менять которые и долго, и дорого;
  • найти замену мобильным стендам с поддержкой touch screen;
  • нужна физическая защита детального контента по всем экспонатам;
  • нужны квесты для посетителей, уведомления о результатах, анонсах;
  • нужна статистика по посетителям и их интересу к зонам и экспонатам;
  • нужен полноценный сайт;
  • решение должно быть недорогим.

Решение

Мы предложили построить информационную систему на мобильных устройствах — так мы решали задачи ухода и от мобильных стендов, и от подготовки печатной продукции. Для каждого экспоната генерируется QR-код, а в информационной системе хранится уникальный контент. Он незатратно редактируется в системе администрирования, а QR-коды распечатываются и приклеиваются на каждый экспонат или на входе в зону. Посетитель, сканируя код, получает информацию на устройстве — музейном планшете или личном телефоне.

Держа в уме основную аудиторию, школьников, мы стремились к простым с визуальной точки зрения и понятным решениям.

Системы

У нас получилось несколько систем:

1. Информационная система:

  • для сбора, обработки, хранения информации и генерации QR-кодов по экспонатам и зонам;
  • конструктор квестов.

2. Приложение под мобильные телефоны и планшеты.

3. Сайт с Личным кабинетом.

4. Техническое решение — 2 сервера: настройка и синхронизация между ними.

Информационная система

Основа системы была написана на платформе Adx CMS, так мы сократили время разработки и дали клиенту практически неограниченную свободу в организации информации.

  1. Статистика. Мы собираем статистику пути посетителя по музею: траекторию движения, время возле каждого экспоната. Сотрудники музея смогут анализировать данные и улучшать экскурсии, описания экспонатов.
  2. Конструктор квестов. Сотрудники музея могут создавать квесты — мини-опросники, которые анонсируются в приложении и на сайте музея. Посетители проходят квесты, получают призы, видят свои достижения. Эти данные доступны посетителям в Личном кабинете. Реализована push-нотификация — рассылка уведомлений посетителям.

Приложение со встроенным браузером

Посетители музея могут устанавливать приложение на личный телефон или планшет либо воспользоваться музейным планшетом. На август 2017 года семидюймовый планшет стоил 10 т.р. Приложение работает на мобильных телефонах и планшетах под Android. Мы исключили адаптацию под iOs намеренно, ориентируясь на массовое направление, полагая, что у редкого школьника будет с собой дорогой телефон.

Приложение сканирует QR-код и переходит по полученной ссылке. Приложению доступны только ссылки на страницы Информационной Системы и сайта.

Техническое решение

У клиента установлен сервер для локальной сети — на нем вся информация по экспонатам, посетителю эти данные доступны, только когда он физически находится на территории музея. Второй сервер доступен для внешнего мира и транслирует сайт с общей информацией по музею. Разделение по серверам предполагает синхронизацию между ними, что несколько усложнило реализацию.

Этапы и сроки разработки 

Вся разработка заняла 2,5 месяца:

  • Проектирование — разработка архитектуры, схем взаимодействия системы и пользователя и прототипа приложения;
  • Дизайн под мобильные приложения с учетом рекомендаций Google™ Material Design;
  • Программирование;
  • Администрирование, настройка серверов;
  • Внедрение.

Технологии 

При выборе технологического решения мы решали задачи безопасности, дешевизны и скорости разработки:

  • Операционные системы: Linux, Android;
  • Верстка: HTML, CSS, LESS, БЭМ;
  • Фронтенд: JavaScript, jQuery;
  • Системы контроля версий: Git;
  • Языки программирования: PHP, Java;
  • Базы данных: MySQL.

Резюме

Клиент получил экономичное и масштабируемое решение, а мы — интересный опыт. Надеемся, томские школьники смогут лучше разобраться в физических явлениях и «потрогать их руками».

Отзывы о сотрудничестве

Умеют решать нестандартные задачи

Томский областной краеведческий музей ведет работу с компанией Online-Media с 2011 года. Сотрудничество начиналось с небольшого проекта, посвященного III музейному форуму Томской области. Далее были более крупные и далеко нестандартные проекты, такие как текущая версия сайта Музея и проект «Сибиряки вольные и невольные». 

Константин Ширко к.и.н., заместитель директора по научной и методической работе
ТОКМ им. Б.М. Шатилова
2019

Всегда предлагают самый оптимальный вариант

С компанией Online-Media мы сделали уже 7 проектов. Самые масштабные и долговременные — сайт Областного краеведческого музея и проект «Сибиряки вольные и невольные», который мы постоянно совершенствуем. Самым сложным и необычным проектом был ресурс для музея «Точка гравитации»...

Илья Кац к.т.н., научный сотрудник отдела по информатизации и редакционно-издательской деятельности
ТОКМ им. М.Б. Шатилова
2019

Платформа: