С 2004 года ведём разработку простых и сложных сайтов, создаём сложные интернет-системы, автоматизируем бизнес-процессы и создаём системы учёта времени.

Пример разработки сложной системы для показа экспонатов музея науки и техники «Точка гравитации»: приложение под Android

«Точка гравитации» — первый томский музей науки и техники. Музей разделен на пять тематических зон: физика, аэро- и гидродинамика, электричество и магнетизм, математика, оптика и свет. В каждой зоне по 10–13 экспонатов, всего в музее 71 экспонат. Чтобы ознакомиться со всеми экспонатами, потребуется минимум час. Основная аудитория музея  — школьники.

Заказчиком выступил Томский Краеведческий Музей им. М.Б. Шатилова, задача  — в сжатые сроки сделать для нового музея техническое решение.

Открытие музея Точка гравитацииМузей науки техники "Точка гравитации". Источник - https://tomskmuseum.ru/

Задачи клиента

На старте проекта Клиент рассматривал вариант установки стендов для каждой тематической зоны. Предполагалась разработка приложения для мобильных стендов. Задача приложения  — дать пользователю максимум полезной инофрмации по конкретному экспонату, возле которого он находится. Одна из проблем такого подхода  — дороговизна решения. В среднем стенд стоит 150–250 т.р. и в единицу времени им может пользоваться только один человек, остальные посетители могут за ним лишь наблюдать  — это вторая проблема.

Все задачи были сформулированы так:

  • весь контент для каждой из пяти тематических зон должен быть в электронном виде: уйти от офлайновых решений (плакатов, бумажных описаний экспонатов), менять которые и долго и дорого;
  • найти замену мобильным стендам с поддержкой touch screen;
  • нужна физическая защита детального контента по всем экспонатам;
  • нужны квесты для посетителей, уведомления о результатах, анонсов;
  • нужна статистика по посетителям и их интересу к зонам и экспонатам;
  • нужен полноценный сайт;
  • решение должно быть недорогим.

Решение

Мы предложили построить информационную систему на мобильных устройствах — так мы решали задачи ухода и от мобильных стендов и от подготовки печатной продукции. Для каждого экспоната генерируется QR-код, а в информационной системе хранится уникальный контент. Он незатратно редактируется в Системе Администрирования, а QR-коды распечатываются и приклеиваются на каждый экспонат или на входе в зону. Посетитель, сканируя код получает информацию на устройстве  — музейном планшете или личном телефоне.

Держа в уме основную аудиторию, школьников, мы стремились к простым с визуальной точки зрения и понятным решениям.

Системы

У нас получилось несколько систем:

1. Информационная система:

  • для сбора, обработки, хранения информации и генерации QR-кодов по экспонатам и зонам;
  • конструктор квестов.

2. Приложение под мобильные телефоны и планшеты.

3. Сайт с Личным кабинетом.

4. Техническое решение — 2 сервера: настройка и синхронизация между ними.

Информационная система

Основа системы была написана на Adx-CMS, так мы сократили время разработки и дали клиенту практически неограниченную свободу в организации информации.

Приложение со встроенным браузером

Посетители музея могут устанавливать приложение на личный телефон или планшет, либо воспользоваться музейным планшетом. На август 2017 года семидюймовый планшет стоил 10 т.р. Приложение работает на мобильных телефонах и планшетах под Android. Мы исключили адаптацию под iOs намеренно, ориентируясь на массовове направление, полагая, что у редкого школьника будет с собой дорогой телефон. 

Приложение сканирует QR-код и переходит по полученной ссылке. Приложению доступны только ссылки на страницы Информационной Системы и сайта.

Конструктор квестов

Сотрудники музея могут создавать квесты — мини-опросники, которые анонсируются в приложении и на сайте музея. Посетители проходят квесты, получают призы, видят свои достижения. Эти данные доступны посетителям в Личном кабинете. Реализована push-нотификация — рассылка уведомлений посетителям.

Статистика

Мы собираем статистику пути посетителя по музею: траекторию движения, время возле каждого экспоната. Сотрудники музея смогут анализировать данные и улучшать экскурсии, описания экспонатов. 

Техническое решение

У клиента установлен сервер для локальной сети - на нём вся информация по экспонатам, посетителю эти данные доступны только когда он физически находится на территории музея. Второй сервер доступен для внешнего мира и транслирует сайт с общей информацией по музею. Разделение по серверам предполагает синхронизацию между ними, что несколько усложнило реализацию.

Этапы и сроки разработки 

Вся разработка заняла 2.5 месяца:

  • Проектирование — разработка архитектуры, схем взаимодействия системы и пользователя и прототипа приложения;
  • Дизайн под мобильные приложения с учетом рекомендаций Google™ Material Design;
  • Программирование;
  • Администрирование, настройка серверов;
  • Внедрение.

Технологии 

При выборе технологического решения мы решали задачи безопасности, дешевизны и скорости разработки:

  • Операционные системы: Linux, Android;
  • Вёрстка: HTML, CSS, LESS, БЭМ;
  • Фронт-енд: JavaScript, jQuery;
  • Системы контроля версий: Git;
  • Языки программирования: PHP, Java;
  • Базы данных: MySQL.

Резюме

Клиент получил экономичное и масштабируемое решение, а мы — интересный опыт. Надеемся, томские школьники смогут лучше разобраться в физических явлениях и "потрогать их руками".

Фоторепортаж с открытия музея науки и техники «Точка гравитации».