Как дать экспертное интервью?

,

Как избежать ошибок при создании экспертного интервью и не попасть в ловушку трансформации смыслов, если интервьюер и его собеседник заинтересованы в создании максимально насыщенного текста?

Время чтения статьи: 8 минут

Online Media. Как давать экспертное интервью

Ошибки интервьюера

Нет ничего проще, чем брать интервью, думает молодой блогер, глядя на интервью Собчак или интервью Дудя. Сел поудобнее, приготовил скандальные вопросы для интервью, — и миллионы просмотров тебе обеспечены.

Нет ничего проще, чем давать интервью, думает политик, бизнесмен, чиновник или ученый. Надо лишь подготовить ответы на вопросы, а иногда и вообще готовиться не надо. Мол, «я прекрасный остроумный собеседник, со мной всегда интересно поговорить, надо просто записать разговор, и его можно показывать или читать».

И те, и другие, как правило, бывают разочарованы первыми опытами в деле создания интервью. Самый «простой» жанр неожиданно преподносит сюрпризы. Умный собеседник кажется глуповатым, интервьюер — невыносимо напыщенным, несведущим, и даже самый прекрасный диалог, которым оба говорящих остались вроде бы довольны, в тексте или в смонтированном видео кажется бледной тенью того разговора, которым все были так удовлетворены.

Почему это происходит, расскажет следующее видео.

Самые интересные интервью рождаются только тогда, когда к ним готовятся оба собеседника.

Как подготовиться к интервью

За свою профессиональную жизнь я дал и взял тысячи интервью. Многочасовые и минутные, заказные и бесплатные, видео и текстовые, дома и на работе, в самолетах и поездах, стоя, сидя, лежа, утром, днем, вечером, ночью, у взрослых и детей, мужчин и женщин. Даже животных я иногда просил извлекать из себя звуки — для лайфов.

Могу сказать, что любое интервью требовало подготовки. Иногда минутной, а иногда многодневной. Нельзя просто подставить микрофон или диктофон и кивнуть собеседнику: я вас слушаю.

Правда, один мой коллега как-то умудрился взять интервью без вопросов. Но это исключение из правил, расскажу об этом беспрецедентном случае как-нибудь потом. Вообще о курьезах и интервью со звездами скажем кратко: в них неважно что говорят, важно кто говорит, поэтому требования к контенту минимальны.

Мы будем говорить о серьезном экспертном интервью, в котором интервьюер и его собеседник заинтересованы в создании максимально насыщенного текста. Есть, правда, разница в том, платное интервью или бесплатное. Если вы решили заплатить за выход интервью с вами, можете диктовать правила игры. За вами тема интервью, вопросы для интервью, конечная редактура текста.

Возникает справедливый вопрос: если вы сами за все отвечаете, зачем вам нужен собеседник-интервьюер?

В нашем следующем видео мы как раз рассказываем, можно ли написать интервью с самим собой? Зачем нужен журналист? Где найти своего журналиста?

Общие рекомендации при подготовке интервью довольно просты для обоих собеседников:

1. Выспаться, чтобы не выглядеть усталым, утомленным и уж тем более похмельным. Мозг во время интервью должен работать как часы.

2. Зарезервировать 15-20 минут на внеплановое продолжение разговора.

3. Для видеоинтервью надеть что-нибудь не черное, не белое, без мелкого ритмического рисунка, чтобы картинка не рябила. Голубая рубашка и темно-синий костюм, можно с крупным рисунком, идеальны.

4. Подготовьте видео и звукозаписывающую технику: она не должна подвести вас, если вы разговорились не на шутку. Кстати, хорошо если записывать разговор будут оба собеседника.

5. Выключите в помещении, где будете брать интервью, телефон, телевизор, радиоприемник, громкий кондиционер или другие источники шума. Попросите соседей на время прекратить ремонт — такое тоже бывает.

6. Уберите из своих рук и рук собеседника все лишнее: авторучки, зажигалки. Люди автоматически начинают щелкать ими. Не раз я просил человека снять часы с металлическим браслетом, массивное кольцо и пару раз даже запонки, потому что человек начинал экспрессивно стучать руками и ладонями по столу — и металлический звук ударов мешал записи.

Когда построена картинка, пишется звук, пора начать задавать вопросы.

Три главных правила при платном интервью

Если интервью платное, вопросы известны заранее, ответы подготовлены — проблем не предвидится. Надо лишь соблюдать три правила. Рассказываем о них в нашем видео.

Совсем другое дело, если вы выступаете экспертом по просьбе самого интервьюера. Надо быть готовым к любым вопросам.

Вопросы для интервью

Откуда берет вопросы ваш собеседник? Конечно, они могут родиться спонтанно при виде, например, вашего красивого галстука или прически, но спонтанные вопросы интервьюер обычно использует, чтобы разговорить вас, настроить на доверительную волну.

Помогите интервьюеру избежать глупых вопросов не по адресу. Вы оба будете чувствовать себя неловко, если, например, вас, ветеринара, попросят прокомментировать законы о вакцинации и обязательных QR-кодах.

Как найти вопросы

Если ваш собеседник открыт миру и любопытен, проблем с вопросами к вам у него возникнуть не должно. В сегодняшнем мире действия человека оставляют цифровой след. Любая самая сухая ваша биография может породить много вопросов. А уже если вы хотя бы раз давали интервью, участвовали в резонансном проекте, спорили с какой-то авторитетной, медийной персоной или комментировали какую-то важную для общества проблему — вопросы возникнут сами собой.

Но даже если ваш собеседник заготовил длиннющий список вопросов, а с ними знакомы, не думайте, что он будет слепо следовать ему. Если интервьюер действительно испытывает к вам искренний интерес, он будет что-то уточнять, переспрашивать, уходить в сторону от вопросника. Если, например, вы случайно обмолвитесь мимоходом, что так и не закончили престижный университет США, ждите вопрос «почему?», даже если он лежит за пределами оговоренной темы разговора. Человеку нужен человек — этот интерес никогда не иссякнет.

Интервью с вампиром

Хороший интервьюер питается своими собеседниками — это свойство профессии. Ему нужны новые люди, факты, эмоции. Дайте вашему визави то, что он хочет. Но не будьте пассивным участником процесса. Не ждите вопросов, направляйте их.

Очевидно, что первым вопросом в тексте или видео вряд ли будет вопрос про вашу семью и детей. Скорее всего, он будет посвящен той актуальной проблеме, о которой вы говорите. Приготовьте хорошо сформулированные факты, аргументы, мнения других экспертов, но не забудьте, что вашему собеседнику обязательно нужно ваше эмоциональное отношение к проблеме. Помните, что нужно его выразить.

Процитируйте классика, если хотите выглядеть начитанным: «Это черт знает как сделано!»

Если хотите позиционировать себя как солидного человека, который знает, на каком языке разговаривают молодые, скажите: «Как говорят молодые — это жесть». Только не промахнитесь. Мода на словечки быстротечна. Вчера была «жесть», сегодня «ржака», завтра будет «душно».

Сделайте комплимент интервьюеру: «Вопрос — просто огонь!»

Будьте уверены, что именно с этого и начнется конечный вариант текста или видео.

А если вы начнете отвечать так: «Согласно постановления правительства номер такой-то от такого то числа такого-то месяца...», скорее всего, увидите, как ваш собеседник начнет зевать.

О логике построения финального варианта интервью — наше следующее короткое видео.

Неудобные вопросы

Не удивляйтесь неудобным вопросам. Радуйтесь им. Готовьтесь отвечать на них, объясняйте свою позицию, правоту, рассказывайте о своем видении событий. Честно признавайтесь: я ждал этого вопроса. Или: наконец-то, я уж думал вы не зададите мне этот вопрос! Это даст вам несколько секунд подумать над ответом.

Не знаете, что отвечать? Смотрите наше последнее видео.

Об интервью можно рассказывать, а можно сделать интервью. Хорошее большое интервью прекрасный способ позиционировать себя, свое дело в информационном пространстве. Это отличный маркетинговый шаг, большой козырь в SERM-стратегии.

Если остались вопросы, приходите к нам в компанию ONLINE-MEDIA. Можно попробовать записать тренировочное интервью, провести аудит разговорного интервью. В любом случае, это будет полезный разговор.