Автоматизация ЭКСПО для марафонов
Автоматизация ЭКСПО для марафонов
ЭКСПО — мероприятие перед марафоном, где осуществляется регистрация и выдача участникам стартовых пакетов.
Как выглядит процедура ЭКСПО
Участник прибывает в указанное место, где предъявляет документ, по которому получает:
- стартовый номер с чипом
- футболку
- стартовый пакет
Если забег соревновательный и на длинную дистанцию, то участник должен еще показать медицинскую справку — допуск на определенную дистанцию. Медицинскую справку проверяют врачи, которые решают, допускать участника до соревнований или нет.
На больших соревнованиях набор стартового пакета зависит от выбранной участником дистанции и стоимости слота — билета на марафон.
Как выглядит традиционное ЭКСПО без автоматизации
Обычно организаторы описывают процедуру Экспо:
- определяют количество дней работы Экспо и порядок работы с участниками;
- создают инструкции, чек-листы действий сотрудников-волонтеров;
- привлекают волонтеров, распределяют роли и обучают работать по процедуре.
Традиционный способ организации Экспо — «бумажный», т.е. весь учет происходит «на бумаге»: у участника есть обходной лист для отметок, где и что он получил, и у волонтеров есть учетные ведомости (в лучшем случае — файлы на компьютере) для отметок, кому и что было выдано.
Такой способ организации Экспо требует больших затрат на волонтеров и их обучение. Рост количества участников требует кратно увеличивать число волонтеров. Большее количество людей повышает вероятность человеческой ошибки, особенно на продолжительных Экспо.
Одна из проблем — регистрация тех, кто решил участвовать в марафоне «в последний момент» и покупает слот на самом Экспо. Это создает организаторам проблемы:
- Данные по новым участникам нужно вносить и учитывать. Участников нужно включить в стартовые списки, передать судьям, передать в систему электронного хронометража;
- Волонтер может ошибиться в простых операциях, например, написать фамилию участника с ошибкой. Это создаст задержки у тех, кто обрабатывает стартовые списки и протоколы после события;
- Нужно следить за остатками (номеров, чипов, футболок и других материальных ресурсов) на разные дистанции и не продать лишних слотов и т.д.
Большинство марафонов в стране организуют именно «бумажное» Экспо просто потому, что создание своей платформы Экспо — дорогое удовольствие, которое могут позволить себе только мэйджоры и крупные спортивные события. Покупка же существующей платформы, если они есть, потребует дополнительных затрат на интеграцию.
Как было организовано Экспо в 2018 году
Экспо первого «Томского марафона» было «бумажным».
У волонтеров были ведомости, в которых проставлялись отметки по каждому участнику: получил номер, чип и стартовый пакет.
- Во-первых — это было долго, особенно для тех, кто пришел к концу Экспо.
- Во-вторых — возникали ошибки.
- В-третьих — было сложно учесть материальные ресурсы (футболки нужных размеров, выданные номера и пр.).
Задачи Экспо 2019
Организаторы «Томского марафона» ожидали прирост участников на марафон-2019:
— хотели разнообразить виды дистанций,
— сделать прохождение Экспо более комфортным,
— вести учет материальных ресурсов,
— продавать слоты на марафона на самом Экспо.
При этом на организацию Экспо хотелось потратить как можно меньше ресурсов.
Сравним количество участников двух событий «Томский марафон 2018» и «Томский марафон 2019»:
Разработка платформы ЭКСПО для организации спортивных событий
Проектирование и реализация
Проанализировав весь спектр спортивных событий организаторов «Томского марафона», мы поняли, что процесс Экспо от события к событию разный. Например, новогодний забег «LoveRun» на 3 км был бесплатным, допускались участники всех возрастов, медицинские справки были не нужны, футболки не выдавались.
А у главного события «Томский марафон» — разные дистанции, на которые участник может быть допущен при выполнении тех или иных условий.
Мы решили сделать универсальный конструктор процесса прохождения экспо для того, чтобы организатор события настраивал и управлял экспо до и во время бегового события.
Определили требования к системе:
- гибкость настройки под формат каждого события;
- неограниченное количество забегов со своими условиями прохождения Экспо;
- гибкость системы — возможность внесения изменений во время экспо;
- простота использования для участников события;
- простота использования для организаторов;
- минимальные требования к аппаратной части.
Мы понимали, что не стоит делать мобильное приложение: такое решение ограничит организатров и участников событий, потребует больше времени и средств на разработку. Внесение изменений в мобильное приложение — процесс недетерменированный по времени, поэтому быстрое исправление ошибки, найденной при эксплуатации, невозможно.
Элементы Экспо
Мы определили несколько крупных блоков.
Роли сотрудников — роли на Экспо, например, «волонтер» или «медработник».
Функции — перечень действий участника — шаги прохождения Эскпо. Функция связана с ролью сотрудника.
Сотрудники — справочник сотрудников допущенных к работе на Экспо с указанием их ролей.
Инструкции — набор функций для каждой дистанции. Примеры:
а) Несоревновательный забег на 5 километров. На Экспо участник должен предъявить паспорт, после он получает номер, чип, футболку, браслет и стартовый пакет.
б) Полумарафон, 21 километр. На Экспо участник предъявляет паспорт и медицинский допуск. Если допуск оформлен верно, участник получает номер с чипом и браслет для допуска в стартовую зону. Футболку и стартовый пакет с набором для 21 км выдают, даже если справка не прошла проверку.
Рабочие места — группировки функций по физическим местам работы сотрудников. Например, на одном рабочем месте волонтер выполняет две функции: «выдать номер» и «выдать браслет». Рабочие места формируются исходя из среней скорости выполнения действий волонтерами и потенциальной нагрузки.
Все эти блоки взаимосвязаны между собой и настраиваются в системе управления Администратором системы.
Система управления Экспо
Задача Администратора — сконструировать Экспо. Внести данные по сотрудникам-волонтерам, назначить им роли. Администратор создает функции и инструкции — все связи и зависимости для конктретного события.
Важный момент: администратор может менять конфигурацию в случае возникновения «узких мест» во время работы Экспо. Например, может добавить новые функции и роли, переместить сотрудников с одного участка на другой, добавить новых сотрудников.
Личный кабинет сотрудника Экспо
Мы решили, что сотрудники будут работать с системой на планшетах или мобильных телефонах. Аутентификация проходит по QR-коду. Для волонтеров нужны предельно простой интерфейс, в котором он может найти участника марафона по ФИО, номеру и QR-коду. Когда волонтер открывает карточку участника, он видит все данные участнка, инструкцию для участника с индикацией процесса прохождения и возможные операции по участнику на его рабочем месте.
Личный кабинет участника спортивного события
За 12 часов до открытия Экспо пользователь получает в личном кабинете сгенерированный QR-код и инструкцию по прохождению Экспо. Инструкцию с QR-кодом можно сохранить на телефоне, в pdf-файле и распечатать при желании.
Когда участник приходит на Экспо, ему нужно показывать личный документ один раз. Идентификации участника на всех этапах происходит по считыванию его QR-кода допуска на Экспо.
Технология и аппартная часть
- Операционные системы: FreeBSD;
- Верстка: HTML, CSS, LESS, БЭМ;
- Фронт-енд: JavaScript, jQuery;
- Системы контроля версий: Git;
- Языки программирования: PHP;
- Базы данных: MySQL;
- Система администрирования сайта Adx CMS
- Выделенный сервер;
- 7-дюймовые планшеты
Для работы системы не нужно специальное программное обеспечение и интернет. Нужна локальная Wi-Fi сеть для работы планшетов.
Внедрение электронного ЭКСПО на «Томском марафоне»
Обучение сотрудников, волонтеров и медиков
Основные части системы были готовы к 5 июня, 6-го мы еще вносили изменения и писали инструкции.
Мы успели провести инструктаж медиков и волонтеров 7 июня за час до начала Экспо. Такое возможно только при простом интерфейсе и простых инструкциях. Обучали:
- 18 волонтеров, непосредственно работающих с бегунами;
- 2 руководителя волонтерской службы;
- 3 дежурных «Информационного центра».
Волонтеры получили планшеты, прошли авторизацию и были готовы к работе. Для организаторов был подготовлен запасной план на случай сбоев системы.
Работа электронного экспо на событии 7 и 8 июня
Экспо шло два дня: 7 и 8 июня. 7-го июня прошло 1500 человек и все было достаточно комфортно.
В среднем участник проходил Экспо за 5-6 минут, на один этап уходило 1-2 минуты.
Паспорт или другой документ, удостоверящий личность, предъявлялся 1 раз, на стадии идентификации участника.
Медленнее проходили Экспо те участники, которые не успели прочитать инструкцию и не имели QR-код. Они обращались в «Информационный центр», их консультировали, печатали QR-код.
Были участники, которые покупали слот на Экспо. Выдача стартовых пакетов и продажа слотов продолжались до самого закрытия Экспо, до 22:00 часов 8 июня.
Безопасность и DDOS-атака
На второй день экспо, 8-го июня, пришелся основной поток участников. И возникла проблема: в 15:00 началась DDOS-атака на сервер, которую удалось погасить лишь к 16:50. Организаторам и участникам пришлось понервничать.
Результат
Электронное Экспо марафона — то решение, которое нам удалось сделать быстро и хорошо.
На проектирование и разработку у нас ушло около полутора месяцев в очень напряженном режиме: изменения требований шли до 20 мая, а запустить и протестировать Экспо нужно было до 5 июня. К сожалению, за этот срок мы не успели дописать автоматический мониторинг метрик контроля прохождения Экспо.
Система универсальна и подходит к любым спортивным событиям, на которых есть этапы прохождения Экспо.
Совет для клиентов:
- заказывать организацию Экспо по готовой разработке — как минимум за 1 месяц до события;
- заказывать организацию Экспо «с нуля» — желательно за 6 месяцев до события.