Адаптивный дизайн. Тенденции и зачем им следовать

Адаптивный дизайн. Тенденции и зачем им следовать

Категории
Категории
Анна Сербинова
  • 7 мин
  • 1712

По своей сути, дизайн — это история о возможностях и ограничениях, о взаимодействии человека и информационной среды через интерфейс. В последнее время это взаимодействие очень плотное. Причем через визуальную составляющую пользователь знакомится с продуктом еще до того, как начинает с ним работать.

Например:

  • До работы с приложением пользователь видит его заставку, анимацию при загрузке и уже составляет мнение.
  • До приема врача просматривает аккаунт больницы в соцсетях или начинает взаимодействие через чат-бот.

Адаптивный дизайн — это стилизация под потребности пользователя, его возможности и предпочтения.

Дизайн сейчас — не просто брендбук, а целая экосистема, выполненная с без манипуляций и агрессивных призывов к покупке. Это уже считается китчем и перестает восприниматься пользователями.

Современный дизайн — это отражение нашей культуры и технического прогресса. В настоящее время становятся ценными этика, экологичность, инклюзия, гармония человека и техники, искренность.

С учетом технологического прогресса, социокультурных проблем и их решений, можно выделить несколько трендов в дизайне:

Упрощение и оптимизация. It’s just works

Внешний вид пользовательских интерфейсов за все время их существования сильно изменился. От командной строки, с которой можно было работать только подготовленным пользователям, до интуитивно-понятного семилетнему ребенку интерфейса современного телефона. Дизайн стремится к упрощению и минимизации рутины, при этом оставаясь максимально функциональным и интуитивно понятным. Принцип It’s just works. Так это и работает.

Минимализм — это не стиль. Это запрос пользователя, у которого и так переизбыток информации. Он хочет получить конкретику. И в оформлении, и в тексте. Люди приходят на сайт с конкретным запросом: узнать цену, преимущества, прочитать о человеке и т.д. Конкретный запрос — конкретный ответ. Чем проще, тем эффективнее. Общий эмоциональный тренд — органичность и простота.

Эффективное взаимодействие можно реализовать следующими способами:

  • Применение кнопок визуально отличающимися по весу: важные и второстепенные.
  • Ограничение цветов, шрифтов и оптимальный уровень контрастности.
  • Проектирование по сетке. Сетка обеспечивает понятную структуру и баланс, что делает продукт более предсказуемым.
  • Текст. Простой язык (plain language) — концепция, в основе которой лежит идея эффективного и уместного взаимодействия с аудиторией. Это доступное представление ваших идей, которые должны быть понятны ребенку 12 лет.
  • Иллюстрации. Аккуратны, имеют свою функцию: создание ассоциации у сайта или блока, якорь для перемещения между блоками.

Задача дизайнера — сконцентрировать внимание на действительно важной информации. Предвидя потребности пользователя, можно направлять его к желаемым действиям. Не заставлять думать над процессом и контролировать его, а предоставить возможность выполнять функции и запросы (оплатить штраф, взять кредит в банке и т.д.).

Чат-боты и виртуальные помощники

Чат-бот — это программа, которая действует по заданному сценарию и позволяет взаимодействовать с человеком посредством текста или голоса. Она реагирует на сообщения, нажатие кнопок или другие триггеры, по сути выполняя роль собеседника.

Плюсы чат-бота:

  • работает без ограничений по времени;
  • уменьшает рутинную работу: оплата, ответы на вопросы, запись на прием.

Возможности чат-ботов:

  • встречать новых пользователей и их сегментировать с помощью вопросов;
  • поддерживать простую коммуникацию «вопрос — ответ»;
  • реализовать базу знаний;
  • создавать рассылки;
  • принимать заявки, платежи;
  • получать обратную связь.

Виртуальные помощники, в отличие от чат-ботов, способны понимать смысл пользовательского запроса и генерировать ответы. Их принцип работы основан на искусственных нейронных сетях. Они способны обучаться и совершенствоваться.

Пример:

  • Чат-бот для медицинского центра. Помогает экономить время и ресурсы сотрудников: инструкции, памятки на периодические процедуры, напоминания о приеме, расписание, записи на прием.
  • Чат-боты для косметологического центра. Интеграция с CRM-системой, ежедневное резервное копирование данных, отслеживание операций.

Генеративный дизайн

Генеративный дизайн — это современный подход в поиске новых решений, который объединяет опыт дизайнера с искусственным интеллектом и алгоритмами. Его плюсы: скорость, стоимость и точность.

Процесс взаимодействия человека и ИИ отличается от поиска собственных решений дизайнера. Пользователю нужно выстраивать правильные запросы: цвет, стиль, ограничения и уметь адаптировать решение в продукт. Нейросеть нужно обучать, ИИ не может изобретать ничего целиком самостоятельно, адаптироваться к изменениям или новым требованиям.

Можно сравнить его с экзоскелетом для дизайнеров. Он уменьшает рутинные задачи, подготавливает решение, но не заменяет уникальные решения, которые может предложить человек за счёт психологического аспекта — например, эмпатии и творчества.

Инклюзивный дизайн

Инклюзивный дизайн —дизайн, который создается, в первую очередь, для людей с ограниченными особенностями. Однако на самом деле за ним скрывается широкое понятие. Это история про норму. Но что есть норма? Человек меняет мир вокруг себя, он создает новую цифровую реальность и взаимодействует с ней. Появляются новые способы взаимодействия. Многие вещи, которые были придуманы для людей с физическими особенностями, в итоге помогают большинству (T9 было придумано для человека с нарушением моторики).

Например, Neuralink Илона Маска — имплантируемые нейрокомпьютерные интерфейсы. Ближайшая цель Neuralink — научиться имплантировать чипы парализованным людям, чтобы те могли использовать компьютеры и телефоны.

Дизайн-среда все больше ориентируется на потребности разных пользователей. Она становится гибкой, способной подстроиться под запрос. Такой дизайн позволяет получить новый опыт, стирая множество стереотипов о людях с особенностями, например, общение с глухим водителем в такси.

Примеры инклюзивного дизайна:

  • Системы трекеров здоровья/измерения параметров тела/анализ активности.
  • Компьютерное зрение.
  • Голосовые интерфейсы (Siri, Alexa и Google Assistant) — безэкранный способ взаимодействия.
  • Темная/светлая тема. Экономит заряд устройства и снижает нагрузку на зрение.
  • Анимация. Возможность включить\выключить.
  • Шрифт. Подстройка под потребности пользователя.
  • Интерфейс Яндекс-такси для глухих водителей (мигание, подсказки-жесты для общения с водителем).
  • Комплекс программ LINKA для людей с различными особенностями: ДЦП, нарушения речи после инсульта; для людей с аутизмом — синтезатор речи (создатель Иван Бакаидов).

Дизайнер всегда должен думать об основных принципах доступности на уровне мышления: подбирать контрастные цвета и размер шрифта, состояние элементов при наведении, правильно расставлять заголовки и т.д.

Инклюзивный, доступный дизайн — это история про то, как через современные технологии придумать новые способы взаимодействия человека с окружающим миром.

Эксперименты с VR/AR

Технологии виртуальной и дополненной реальности пытаются стереть грань между физическим и цифровым мирами, помогают ближе узнать продукт, не имея возможности увидеть его в реальном мире, погружая в объемное цифровое пространство.

Виртуальная реальность накладывается на интерфейсы, смешивается с эффектами и представляется пользователю как дополненная версия его обычной реальности. Она полностью заменяет среду независимо от внешнего мира. Пользователь может с ней взаимодействовать и настраивать по своим предпочтениям.

Проектирование в VR/AR — это не традиционный UX/UI, где мы привыкли проектировать для мыши или сенсорного экрана. Большинство взаимодействий будет носить жестовый и визуальный характер: движение глаз, глубина нажатия, жестикуляция, распознавание голоса. Нет ограничений по размеру устройства, но есть ограничения по полю видимости пользователя.

Примеры:

  • Проекция на стекло: голографическая оптика для автомобилей.
  • Примерка одежды, мебели, техники в интерьере.
  • Просмотр комнаты в гостинице перед бронированием.
  • Meta-вселенная Марка Цукерберга.

Как изменится профессия дизайнера

Что ждет дизайнера в будущем? В настоящее время UI становится делать все проще и проще. Но UI бывает не только графическим: есть голосовые, тактильные интерфейсы, AR/VR, невидимые интерфейсы. Дизайнеры думают, как проектировать опыт, наблюдать, взаимодействовать и решать конкретные проблемы за рамками графических интерфейсов.

Создание дизайн-макета — это только часть работы дизайнера. Чтобы быть востребованным, нужно выходить из зоны комфорта, развивать Soft Skills: любопытство, эмпатию, гибкость, понимание ценности бизнеса, умение вести переговоры и работать в команде. Эти характеристики невозможно измерить, но без них сложно обойтись.

Советы дизайнерам

  • Читать больше иностранной литературы.
  • Изучать работу продуктов, тенденции их развития.
  • Анализировать изменения в культуре и процессах компаний.
  • Переосмысливать продукты делая их более экологичными.
  • Быть более дружелюбными и открытыми, обмениваться знаниями, чтобы получить возможность быстро решать задачи и создавать инновации, а также создавать новую культуру внутри компании.