- 8 мин
- 1823
Что такое CRM-система
CRM (customer relationship management) — это система взаимоотношения с клиентами; инструмент (программный продукт), полностью или частично автоматизирующий процесс продаж на предприятии.
Зачем бизнесу CRM-система
Один из ключевых процессов в любом бизнесе — продажи. Автоматизация процесса помогает сделать его более управляемым, эффективным и менее зависимым от сотрудников. Самая популярная причина внедрения CRM — поддержка роста компании.
Первая задача, которую решали начальные системы, — учет базовой информации о клиентах. По сути, создавались картотеки компаний. От хранения информации CRM пришли к аналитике и автоматизации продаж.
В мире на долю крупных заказчиков приходится порядка 70% рынка CRM. На мировом рынке системы CRM используют 95% крупных корпораций с доходом свыше одного миллиарда долларов, то есть, почти все. Среди средних компаний таких порядка 60%, а среди малых — не более 25%.
Источник
Наиболее популярные сферы для внедрения CRM — отрасли, в которых бизнес работает с большим потоком клиентов:
- торговля;
- финансовые услуги;
- информационные технологии.
Выбор CRM
В самом простом варианте компании используют электронные таблицы (Excel). Эксперты по работе с Excel считают, что нет таких задач, которые нельзя было бы решить с его помощью. Но, все же, существенные ограничения есть:
- ограничения для разных ролей по доступу к разной информации
- ёмкость — у любого файла есть ограничения по количеству записей
Западные CRM
Из многообразия западных решений мы бы выделили Microsoft Dynamics 365, SalesForce, Pegasystems, Terrasoft (Creatio). Но сейчас глобальные вендоры уходят из России, и у российских клиентов возникают проблемы с платежами.
Статистика: по данным компании Whatfix, на выбор CRM компания тратит в среднем 10 недель. Чем больше штат в компании, тем дольше идет выбор.
Российские CRM
На российском рынке уверенные позиции занимают три лидера:
- 1С:CRM;
- Битрикс24;
- AmoCRM.
Хочется отметить, что 1С в 2007 году создала совместное предприятие с ООО «Битрикс», а в 2016 году выкупила контрольный пакет у АО «АМОЦРМ» в 2016 году. Так что фактически основная доля CRM в России находится у 1С.
Есть несколько решений, занимающих меньшую долю рынка, но тоже популярных:
- Мегаплан (облачное и коробочное решение);
- RetailCRM (нишевое решение для интернет-торговли).
Краткие характеристики
1С:CRM
Для кого: продукт ориентирован на корпоративный рынок.
Тип продукта: коробочное решение.
Внедрение: требует привлечения специалиста по продукту, 1С или компании-интегратора.
Сроки внедрения: от 2-х месяцев.
Битрикс24
Для кого: продукт ориентирован на средний бизнес, есть решение для малого бизнеса.
Тип продукта: коробочное и облачное решение.
Внедрение: может потребовать специалиста по настройке Битрикс24 или компании-интегратора.
Сроки внедрения: зависит от типа бизнеса. В облаке — быстро, при коробочном решении — от 2-х месяцев.
AmoCRM
Для кого: продукт ориентирован на средний и малый бизнес.
Тип продукта: облачное решение.
Сроки внедрения: самостоятельно, от личной скорости.
Внедрение: не требует привлечения специалиста по продукту.
Индивидуальные CRM-системы
Потребности в заказных CRM испытывают компании, у которых есть «взаимоотношения с клиентами» не укладываются ни в один существующий продукт. Так, например, было с нашими клиентами: для них не подходила ни одна CRM.
Вторая причина — организация слишком динамична. Она меняет процессы часто, и программный продукт должен успевать меняться также быстро, как и компания.
Третья причина — компания хочет очень жестко задать алгоритм продаж и максимально отсечь ненужные функции.
При индивидуальной разработке сроки на нее и на ее внедрение увеличиваются по сравнению с готовыми решениями, но у заказчика есть возможность выставить свои требования к защите данных, безопасности и гибкости будущей системы.
Наиболее удачное (с экономической точки зрения) решение для компании — включить разработку CRM в разработку бизнес-платформы или чат-бота. Т.е. в ту автоматизацию, где происходит работа с клиентской базой.
Функциональность
Соответствие вашего процесса функциональности CRM
Ваша «цепочка продаж» должна быть описана в последовательности действий каждого участника на каждом этапе. Только после этого вы сможете оценить, закрывает ли готовая CRM весь этот процесс.
Здесь нужно ответить на вопросы:
- Позволяет ли система реализовать ваш процесс?
- Или вам нужно адаптировать свой процесс под CRM?
Все требования нужно зафиксировать; только имея на руках требования, можно приходить к интеграторам или разработчикам заказных решений.
Если вы гибко подходите к бизнесу, перестраивая его под рынок, вполне возможно, что готовое решение не будет вас удовлетворять и вам будут нужны доработки системы. В этом случае SaaS вам не подойдет.
Базовые функции
Насколько базовые функции закрывают ваши потребности? Нужны ли интеграции с 1С, системами доставок, и пр.
Минимальные базовые возможности:
- Сбор клиентской базы (данные о клиенте);
- История по каждому клиенту (от начала до закрытия сделки);
- Сценарии продаж, по которому идут менеджеры;
- Настройка прав доступа менеджеров;
- Шаблоны и генерация документов (до, во время и после заключения сделки);
- Интеграции с мессенджерами;
- Аналитика продаж для руководителя и менеджеров.
Нужны ли специфические возможности: интеграция со складом, с доставкой, нужна ли IP-телефония?
Количество пользователей системы
Сколько специалистов может работать с системой одновременно? Как изменится стоимость (см. Финансы) обслуживания при росте бизнеса?
Отраслевая специфика
Процесс продаж в образовательной организации отличается от процесса продажи материальных товаров (например, межкомнатных дверей). Наличие специфики обычно выражено в виде особых функций или в сценариях работы. Работая с данными и интеграциями, Система их хранит, помогает получать, интерпретировать и передавать. Определите важные для вас интеграции, критичность или необходимость выгрузки данных.
Финансы
Стоимость владения: сколько нужно заплатить вендору, чтобы пользоваться этим решением?
Стоимость может быть:
- разовая, при покупке «коробочного решения»
- периодическая, при аренде решения
Стоимость обслуживания: сколько нужно платить разработчику.
За что нужно платить разработчику:
- за доработку (если она возможна);
- за внедрение;
- за обновления;
- за бесперебойную работу;
- за обучение пользоваться решением;
- за наполнение данными;
- за организацию дополнительной инфраструктуры к решению.
Последний пункт расшифруем: допустим, вы купили решение для колл-центра. Какие материальные и человеческие ресурсы вам еще понадобятся? Как они будут расти при масштабировании?
Эффективность внедрения CRM системы
По данным Nucleus Research, средняя окупаемость инвестиций в США на каждый вложенный доллар в CRM — 8,71 доллар. Также компания утверждает, что производительность менеджеров по продажам вырастает на 4,5%. Это означает, что из 160 часов в месяц менеджер экономит 7,2 часа. Данных про российскому рынку мы не нашли.
Как проходит внедрение CRM
Процесс внедрения, как и любого программного продукта, идет поэтапно, с учетом потребностей пользователей, которые будут пользоваться системой.
- Внедрение облачной CRM в небольшой компании обычно не вызывает проблем: поскольку количество пользователей маленькое и порог входа низкий, обучение почти не требуется.
- Внедрение коробочной CRM как правило более сложный процесс, требующий специфических настроек, доработок или интеграций.
Внедрение CRM — это заключительный этап после отладки основных функций. Результат внедрения — компания пользуется рабочим инструментом.
Основные этапы внедрения CRM:
- Подготовка и перенос реальных данных;
- Обучение сотрудников;
- Перевод сотрудников в систему;
- Исключение дублирующих документов/функций.
Риски внедрения CRM
Наибольший барьер внедрения — люди, которым нужно пользоваться системой. Саботаж со стороны менеджеров возможен, если CRM неудобна, интерфейс непонятен и процесс для исполнителя становится сложнее предыдущего.
Вторая проблема — ручной ввод большого объема первичных данных. Но эту задачу стоит решать на этапе поиска CRM-системы.
Примеры
Индивидуальная CRM для федеральной сети по продаже дверей
Компания объединяет собственные магазины и магазины франчайзи. В каждом магазине посменно работает несколько продавцов. До внедрения CRM учет продаж велся в электронных таблицах и на бумаге. Компания сильна в технологии розничных продаж: есть выверенный алгоритм работы продавца, гарантирующий нужный уровень продаж.
Задача компании: дать продавцам удобный и простой инструмент для ведения продаж.
Готовые CRM-системы не подошли: облачные оказались слишком дороги (в компании более 100 филиалов), а «коробочные» функционально избыточны — компании пришлось бы адаптировать свой процесс продаж. Разработка индивидуальной CRM-системы велась итерациями. В итоге продавцы получили инструмент, работающий в браузере.
Внедрение системы происходило одновременно во всех магазинах и заняло несколько дней.
Краткий список функций:
- Автоматизация пошагового алгоритма сделки;
- Передача лидов с сайта в CRM и синхронизация заказов (счетов на оплату);
- Создание документов по сделке;
- Интеграция с WhatsApp;
- Отчеты для руководителей (KPI по обработке входных заявок и сделок);
- Интеграция с каталогом товаров и загрузка прайсов.
Индивидуальная CRM для оценщиков
Ассоциация «Экспертный совет» объединяет 3 000 оценщиков России, живущих в разных регионах и часовых поясах. Нужна автоматизация взаимодействия с ними: сбор отчетности, статистика платежей, сбор экспертных заключений. Создана индивидуальная CRM-система с личными кабинетами.
CRM для Telegram
С блокировкой соцсетей смещается спрос на интеграции CRM, сайтов с Telegram, и этот спрос будет расти. Решения под Телеграм позволяют точечно и индивидуально работать с клиентской базой, переносить рабочие процессы с сайта или из электронной почты в мессенджер.
Остались вопросы? Отвечаем по будням с 10:00-19:00 (+4 МСК).
При личной встрече, по ZOOM, Skype, в мессенджере.
Принимаем заявки на консультации в чат-бот @OmManagerBot