Создание отдела маркетинга с нуля

Отрасль:

Платформа:

Каждая компания, независимо от прибыли и размеров штата, в определенный момент сталкивается с трудностями в продажах и задумывается о рекламе. Чтобы построить стратегию продаж и эффективную рекламную компанию, нужен думающий маркетолог. А лучше сразу маркетинговый отдел.

В связи с расширением продуктовой линейки и для дальнейшего развития в отрасли к нам за построением маркетингового отдела обратилась Мастерская психологической помощи. На тот момент маркетингом у них занималось 1,5 сотрудника:

— помощник психолога;
— SMM-специалист на 0,5 ставки.

Разработка структуры отдела маркетинга для личного бренда психолога подразумевает создание отдела с навыками в рекламной сфере и способностью постоянно оперативно взаимодействовать с клиентами. Во главе угла такого проекта в первую очередь стоят коммуникативные навыки и Soft Skills каждого члена команды.

Soft Skills

Поэтому в разработке проекта было решено оттолкнутся от навыков и личностных характеристик нынешних и будущих сотрудников отдела. Но главным стало увеличение человеко-часов.

Для чего нужен маркетинговый отдел

Разбираясь в том, для чего создается маркетинговый отдел для небольшого бизнеса, мы обратили внимания на цели развития компании.

Основная цель Мастерской Людмилы Максиковой — это продвижение и популяризация личного бренда на рынке психологических услуг.

Но нельзя упускать из внимания главную цель всей маркетинговой деятельности: убедить покупателя заплатить больше за товар компании. А значит, исходя из задач проекта, сотрудники маркетингового отдела должны обладать навыками продаж и работ в сфере рекламы.

Организационная структура отдела маркетинга

На входе в проектную деятельность мы познакомились с 3 сотрудниками психологической Мастерской с различными знаниями и опытом в маркетинге. Опыт прямых продаж, построения стратегии и аналитики в сфере психологических услуг у сотрудников был нулевой.

Сразу стало понятно, что небольшой маркетинговый отдел из 2-3 человек подразумевает четкий пул задач и четкую, открытую систему взаимодействия сотрудников. Каждый специалист должен понимать зону ответственности и свои задачи.

Поэтому было решено:

— Вынести весь пул задач и собрать входную информацию от сотрудников Мастерской по уровню компетенции в каждой из задач.

— Четко разделить маркетинговые функции между сотрудниками.

Что было важно заказчику

От клиента был получен устный бриф с уточнениями по задачам, которые сотрудники психологической мастерской выполняют на данный момент.

Зоны ответственности по задачам не были разделены между сотрудниками компании, и фактически в маркетинговом отделе все занимались всем, а значит ничем.

Чем занимается маркетинговый отдел

Сформированная репутация и узнаваемость в местных психологических кругах позволила не останавливаться на поисках ресурсов для презентации личного бренда, а сделать больший упор на продвижение в маркетинговых задачах.

Предложение заказчику

Первым этапом было решено восстанавливать коммуникации с потенциальными клиентами:

  • Свести все коммуникации с клиентами в одном месте. Для этого было решено создать один сайт и вести на него всех заинтересованных в услугах психолога. Из задуманного проекта вышел полноценный сайт для психолога.
  • Восстановить работу социальных сетей, создать контент и выявить частоту регулярного ведения 5 каналов.

Вторым этапом было предложено сделать отстройку от эталона:

  • Построение идеального показательного варианта структуры работы маркетингового отдела.
  • Анализ отделом Мастерской получившегося варианта и переработка структуры под существующие компетенции сотрудников.

Третьим этапом было предложено обучение и контроль работы отдела:

  • Распределение задач на каждого сотрудника с учетом компетенций и занятости в рабочее время.
  • Распределение объема времени на каждую задачу сотрудника — показывает, сколько надо потратить на задачу и как часто надо обращаться к этой задаче в течение месяца.
  • Подготовка шаблонов документов отдела маркетинга и проведение инструктажа по заполнению документов.

Что сделано по проекту

В рамках построения структуры маркетингового отдела психологической Мастерской были созданы документы:

  • 4 шаблона коммуникации с клиентами. Например:
    • как отвечать на комментарии в соцсетях — Instagram, ВКонтакте, YouTube,
    • как отвечать на отзывы на картах — Яндекс.Карты и Google Maps.
  • 3 инструкции с рекомендациями по соцсетям, поисковикам, сайту. Например, как улучшить оформление инстаграм аккаунта.
  • 2 формы ведения отчетности и анализа продвижения и продаж продуктов компании. Например, построена воронка продвижения сайта.
  • универсальный контент-план на 5 соцсетей и блог сайта.
  • полный пул задач маркетингового отдела с рекомендациями и инструментами онлайн продвижения.
  • настроена доска Trello.
  • запущен Telegram чат для взаимодействия отдела.

Основным результатом стала большая сводная таблица «Функции маркетингового отдела» с расчетом времени на работы с определенными задачами для каждого сотрудника и для отдела в целом.

Коммуникации сотрудников маркетингового отдела между собой и с руководителем решено было оставить в телеграме и имеющихся переписках. Открытая и запущенная доска в Trello для небольшой организации была слабо эффективна.

Предварительные итоги и рекомендации

На данный момент молодой развивающийся маркетинговый отдел всё еще занимается задачами по производству контента, а также офлайн работами — организацией мероприятий Мастерской.

В первую очередь им необходимо переключиться на стратегию и планирование продаж и продвижения бренда.

Рекомендации по дальнейшему развитию маркетингового отдела:

  • Возврат к доскам в Trello и четкой структуре работ с задачами.
  • Постановка плана продвижения личного бренда.
  • Построить Customer journey map по каждому продукту Мастерской с формированием плана продаж.
  • Постановка четкого KPI сотрудникам Мастерской.
  • Организация взаимодействия по аутсорсингу для создания текстового и графического контента для сайта и социальных сетей.
Поделиться: