Как рассчитать возврат инвестиций в чат-бот?

Категории
Категории
Анна Крампец
  • 5 мин
  • 189

Прогнозируется, что в 2027 году мировой рынок чат-ботов составит 454,8 миллиона долларов США. 

Боты внедряют и коммерческие (наибольший спрос в финтехе) и государственные организации. У москвичей, например, появился чат-бот метрополитена «Александра», который отвечает на вопросы о метро, автовокзалах, наземном транспорте и пр. С 2020 года чат-бот ответил на 2,4 млн вопросов.

Развитие ботов идет по двум направлениям: голосовые боты и диалоговые чат-боты. Chatbots Magazine утверждает, что боты экономят до 30% затрат на обслуживании клиентов. Как посчитать возврат инвестиций хотя бы «на глаз»?

Кратко о терминах

Чат-бот

Чат-бот — программный продукт, который может находиться:

  • в собственности компании 
    • компания оплатила разработку и пользуется продуктом
    • компания несет некоторый ежемесячный расход на обслуживание чат-бота, например, на техподдержку 
  • в аренде (как, например, линия подключения к интернету)
    • компания ежемесячно оплачивает чат-бот на конструкторе в облаке
    • компания ежемесячно несёт некоторый расход, например, на создание новых сценариев в чат-боте

Учёт актива «чат-бот» в зависимости от условий владения (в собственности или в аренде) будет по-разному учтён в бухгалтерском/налоговом учёте.

Инвестиции

Инвестиции — затраты для достижения прибыли или другого полезного эффекта. Инвестиции могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (1-3 года), долгосрочными (свыше 3-5 лет).

Чат-бот может служить для получения прибыли: например, выполнять функцию продаж. Или автоматизировать или упрощать бизнес-процесс, например, проводить аттестацию сотрудников.

Понимая цели и действия чат-бота уже можно переходить к расчётам возврата инвестиций.

ROI

Мы с вами знаем, что ROI (возврат инвестиций) — финансовый коэффициент, который показывает доходность или убыточность бизнеса. Выражается в процентах и является отношением суммы прибыли к сумме инвестиций:

ROI = (Доход /или валовая прибыль — Затраты) / Затраты х 100%
Если ROI = 300%, это значит, что на каждый вложенный рубль компания получила 3 рубля.

Расчёт ROI производится на период владения инвестиционным активом.

Методика расчета

Чат-бот должен помогать человеку. Частично или полностью — зависит от сферы деятельности и задач, но в любом случае нам нужно знать затраты на бизнес-процесс без чат-бота.

Чат-бот и снижение операционных затрат

Самый понятный вариант — посчитать экономию на операционные затраты. Допустим, у нас есть администраторы, которые работают в будни дни: принимают заявки, отвечают на вопросы клиентов. Но мы хотим информировать клиентов в любое время 24/7. Тогда нам нужно знать:

  • во сколько обходится поиск, найм и обучение 1 сотрудника?
  • каковы ежемесячные затраты на сотрудника: стоимость рабочего места, затраты на зарплату и налоги?
  • какова продуктивность среднего сотрудника за, например, 1 рабочий день?
  • возможна ли в принципе в нашей сфере организация посменной работы с ночными сменами?

Если в нашем бизнесе большой поток входящих запросов от клиентов, то мы будем сравнивать количество и скорость обработки 1 типового запроса. Сотрудник тратит 5 минут и обрабатывает 30 запросов в рабочую смену, а робот за сутки обрабатывает 1,500 запросов.

Все наши расчёты должны показать: что выгоднее — вложиться в автоматизацию или в найм сотрудников.

Пример: чат-бот Telegram для медцентра

Основные функции чат-бота:

  • рассылки предложений по базе
  • чат с администратром
  • отправка персональных предложений

Затраты на 1 сотрудника, в месяц:

  • организация рабочего места — 30,000 р.
  • оклад специалиста — 55,000 р.
  • налоги (30%) — 16,500 р.
  • стоимость 1 рабочего часа — 446,88 р.
  • количество обращений в рабочую смену — 50 обращений

Клиентская база: 4,600 человек

  • в первый месяц в чат-бот добавили 1,500 клиентов
  • во второй ещё 500 клиентов — 2,000 клиентов
  • в третий ещё 500 клиентов — 2,500 клиентов
  • к 12 месяцу в базе — 4,600 клиентов

Затраты на чат-бота за 12 месяцев: 

  • чат-бот в собственности, стоимость разработки — 150,000 р.
  • ежемесячно 24/7 робот обрабатывает 9,200 (в первый месяц) - 18,500 (в последний месяц) запросов:
    • рассылки по базе, типовые ответы на вопросы, чаты с администратором
    • средняя чат-бота продуктивность в сутки — 617 запросов
  • затраты на поддержку, 12 месяцев на ежемесячную поддержку чат-бота — 44,000 р.
    • ежемесячные затраты на поддержку — 4,000 р.
      • хостинг выделенного сервера — 2,500 р. 
      • создание маркетологом 3-х рассылок (1,5 часа) — 1,500 р. 
Как считали экономию за 12 месяцев
  • Экономия на найме 1 специалиста — 712,200 р. 
    • Экономия = (Затраты на найм 1 специалиста + Затраты на sms-рассылки) — (Стоимость разработки чат-бота + Хостинг выделенного сервера + Создание маркетологом 3-х рассылок )
  • Экономия на обработке сообщений — 3,863,359 р. 
    • Экономия = (Количество отвеченных вопросов х время ответа сотрудника х ставку сотрудника в час) — (Стоимость разработки чат-бота + Хостинг выделенного сервера + Создание маркетологом 3-х рассылок)
  • На чем сэкономили:

    • новых сотрудников не нанимали — текущие сотрудники работают с чат-ботом
    • на типовые вопросы отвечает чат-бот
    • отказались от sms-рассылок 

Скачать файл для расчётов

Заказная разработка чат-ботов Telegram на платформе adxBOT

Чат-боты для бизнеса |  Чат-бот для медицины |  Чат-бот для ЖКХ