Учет времени программистов

Учет времени программистов

Категории
Категории
Вячеслав Крампец, Дмитрий Корнев
  • 6 мин
  • 1256

Прогнозирование, оценка проектов до их старта является проблемой во многих IT компаниях. Эта проблема частично решается специализацией, выбором определенного технологического стека, работой над типовыми задачами, учётом времени программистов при работе над проектами.

Более подробно о принципах на примере учета времени программистов — в интервью между Дмитрием Корневым, ведущим блога «IT-ПРОвинция», и Вячеславом Крампецом, нашим техническим директором

О системе контроля в IT-сфере

— Помню, как ты на одном из выступлений говорил, что одна из базовых, фундаментальных вещей твоей компании — это четкий учет рабочего времени сотрудников и, я так понимаю, железное прогнозирование их нагрузки?

Прогнозируемости нет. Это как раз тот момент, который мы так и не решили. И пока непонятно, как его решить. Но четкий учет у нас есть, мы приверженцы достаточно общеизвестного принципа: «Ты не можешь управлять тем, что ты не считаешь». Соответственно, это первый момент.

Второй момент — человек сам должен быть ответствен за то, какое время он работает. И он не должен его выносить, не должен вспоминать о нем. Не нужно ему доставлять лишний стресс: например, заставлять вспоминать, что делал неделю тому назад, готовить отчеты, какие-то эксели... Это всё уже прошлый век.

Поэтому наша система как плеер: включил-выключил. Многие системы сейчас предоставляют такие же сервисы, и на них есть спрос — Harvest, например. Там просто «включил-выключил», и он позволяет считать время.

У нас тоже подобная система: просто «включил-выключил». И когда ты в нее вошел, дальше достаточно легко: ты не думаешь о том, как с этим быть, просто этим пользуешься. Учет времени идет, есть специально написанный инструмент для самоконтроля, это даже не плагины, просто часть системы в принципе реализована для того, чтобы программист сам контролировал свое время. Он это контролирует.

Например, наша договоренность с исполнителем: каждый рабочий день нужно отработать 8 рабочих часов — неважно, со скольки до скольки, не важно, с какими перерывами, с какой ровностью ты будешь работать. То есть твоя задача быть не менее эффективным, чем средний уровень, который нам нужен, и твоя задача — стараться, чтобы ты не делал хуже остальным. Если кто-то, например, верстальщики, будут тебя ждать, то, конечно, нужно заготовки для них выдать раньше.

— Чтобы ты не был «блокером», так?

Да-да. То есть не нужно дописывать где-то там свою функциональность, когда остальные сидят без работы и ждут тебя, например. Собственно, вот такой принцип — учет времени обязателен, и он встроен в нашу схему, в нашу экономическую модель на 100%. Без него всё рухнет.

— Отлично. А что это за система такая?

Мы специально написали себе систему. Мы пробовали разные, смотрели... На базе трек-студии — есть такая в Харькове, на украинском пишут. Мы сначала взяли ее, потом посмотрели и поняли, что она слишком много вариантов дает, слишком универсальная. Взяли ее за основу, изучили, избавились от интерфейса — интерфейс у них, конечно, аховый, потом переписали базу. То есть сейчас у нас, по сути, собственный внутренний продукт, на котором мы ведем учет, финансы — всё внутри, всё в нем.

И с точки зрения исполнителя он достаточно простой. Исполнитель видит задачу (они рассортированы в уже указанном порядке), нажимает на ней кнопочку «play», «pause», то есть использует как плеер — как музыку включает.

— То есть он, грубо говоря, побежал — нажал, остановился, пошел пить чай — нажал.

Да. Если возникла более важная задача — у него в интерфейсе появилась красная кнопочка.

— А как сотрудники, которые раньше с такой системой не работали, к этому относятся?

Время «входа», время обучения этой системе — полчаса.

— Ну а в целом как к такому процессу относятся, когда вот именно «кнопочку нажимаешь»?

Тут кто как. Соответственно, есть люди, которым очень тяжело в рамках — это первый вид сотрудников, которые у нас не работают. Обычно они дальше испытательного не проходят.

Есть люди, которые достаточно монотонные такие, флегматичные, как бы спокойно относятся, но их давит вот этот «пресс», этот контроль. Они воспринимают это как Дамоклов меч. Внутри какая-то моральная устойка мешает, и тут я тоже не нашел способа, как ее сгладить. Пытался, но не нашел. И сотрудник может лишь через полгода понять, что да, мне тяжело работать, что я должен отрабатывать так 8 часов... Хотя, казалось бы?

— Наверное, такая схема по-любому должна дисциплинировать?

Да, с годами, с потерями, с набиванием шишек инструмент у нас сейчас преобразился до достаточно простого. У тебя есть текущий сегодняшний счетчик, вот сегодня ты видишь, сколько времени осталось. В зависимости от твоей нормы у тебя показывается плюс (переработка) или минус (недоработка), и есть месячный счетчик, где точно так же у тебя есть текущая месячная норма, и он тебе показывает твой баланс. Следишь за этими двумя цифрами и спокойно живёшь.

У меня многие так работают: кончился сегодняшний день — «бум», ставишь на паузу, пошел домой, и всё. Соответственно, мы не следим за часами как таковыми, что вот до шести часов вечера и так далее... Но следим за этим вот общим временем, и многие так делают. Те, у кого какие-то внешние обязательства, конечно, следят за временем — просто для планирования.

— Хорошо. То есть, получается, ты знаешь трудозатраты во времени у всех сотрудников?

Да.

— Но, наверное, правильно предположить, что специалисты могут иметь разный уровень эффективности, разный уровень знаний, разный уровень опыта... Как с этим, есть ли какие-то стандарты, может быть, разряды и классы?

Да, есть начинающие и не начинающие, вот и всё. У нас нет особой градации junior, middle, senior, она скорее не синтетическая, а органическая у нас. У сотрудника происходит органический рост, то есть в основном те, кто работают у нас больше года, это все senior'ы, у нас нет такого: «вот ты прям middle, и всё, никуда ты не вырастешь».

Поэтому у нас человек приходит и, начиная от ученика (хотя ученик — это статус, скорее, в освоении инструментария, подходов и так далее), он вливается, осваивает и растет-растет-растет постоянно. Поэтому у нас средний уровень — тот, который нам требуется, это выросший до senior'а программист, который делает всё вообще с закрытыми глазами абсолютно спокойно, за 70% своего времени.

Мы клиентам не обещаем, мы не даем оценки по 100%-ой эффективности, ведь мы понимаем, что у всех бывают спады, плюсы и минусы, «в горку пошел верблюд, с горки спускается». Но в то же время для того, чтобы дать долгосрочную перспективу, чтобы оценки более-менее совпадали, попадали в наши прогнозы, мы ориентируемся, конечно, на средний уровень.

У нас есть черта, ниже которой сотрудники не подходят... Просто люди, которые не дорабатывают до этой черты, допустим, вот уже в течение полугода, ну да, конечно, мы расстаёмся, да и они сами чувствуют, что не укладываются в общий уровень.

 

Беседовал Дмитрий Корнев
ведущий блога «IT-ПРОвинция».

Еще статьи по теме:

Обновлено 26 июля 2023