Как делать заметки во время обучения

В компании Online-Media сотрудники постоянно обучаются. Современному профессионалу вообще нельзя по-другому: слишком быстро меняются области приложения знаний. В помощь обучающимся — перевод статьи о том, как лучше фиксировать новую информацию. Статья опубликована в блоге Скотта Янга, канадского писателя, автора популярной книги «Суперобучение».

Для чего нужны заметки?

Приступая к чтению статьи или книги, просмотру видео или решению другой обучающей задачи, не забывайте первым делом себя спросить — чего вы пытаетесь достичь.

Заметки выполняют две функции:

  • фиксируют новую информацию — в том виде, в котором вы быстро сможете получить к ней доступ;
  • ориентируют ваше внимание, позволяя запомнить больше.

Большинство людей сосредотачиваются на первой функции. Раньше, когда информация не была столь доступна, как сейчас, важно было зафиксировать все, что сказал преподаватель на лекции. И если вы пропустили какую-то часть — вы больше нигде не узнаете об этом. Поэтому конспектирование выполняло, в основном, задачу сохранить информацию в доступном виде.

Однако вторая функция ведения заметок намного важнее. То, на что вы обращаете внимание, в конечном итоге определит, что же из услышанного или прочитанного в итоге запомнится.

Делать заметки — это не просто записывать что-то, чтобы потом перечитать и вспомнить. Это способ направить ваше внимание так, чтобы у вас остались воспоминания о полученной информации, даже если вы больше никогда не откроете эти записи.

Как организовать свои мысли

Делая записи, мы организуем информацию в ментальную структуру, которую мы можем использовать позже.

Правильный способ организовать что-либо всегда зависит от цели. Вы можете, например, организовать свою книжную полку по цвету, чтобы полка выглядела красиво. Но это затруднит поиски автора, тогда как алфавитный порядок книг мог бы упростить задачу.

То, как вы делаете записи, всегда зависит от того, как в конечном итоге будут использоваться знания.

Какая структура знаний вам нужна?

Попробуем составить заметки в виде блок-схемы. Конечная точка — получить некую структуру, которая поможет добиться определенных результатов исходя из входных данных.

Для некоторых задач эта структура может быть очень простой.

Например, на уроках иностранного языка мы используем просто пары слов.
на входе значение => на выходе перевод

Тест по анатомии может включать картинку с определенными частями тела и заданием вписать названия этих частей.

Однако большинство тем имеют более сложную структуру и превращаются в группы информации. Например, историческое событие — это место, дата, участники, значение события. И все это взаимосвязано. Схема будет сложной.

Информация, которую просто нужно запомнить, может быть представлена в виде простой схемы, но требует запоминания множества элементов (например, таблица умножения). Темы, в которых нужно разобраться, выглядят обычно как сложные блок-схемы. И для многих задач вы не сможете нарисовать схему, пока у вас не будет большого опыта решения подобных проблем.

Примеры:

Настойчивой журналистке Мэри Бэллок захотелось во что бы то ни стало увидеть собственными глазами замечательную картотеку писателя. Жюль Верн очень неохотно допускал посторонних в свое «тайное тайных», но на этот раз сделал исключение. Он предложил гостье подняться по узкой винтовой лестнице, показал ей свой более чем скромный рабочий кабинет, провел по коридору, увешанному географическими картами, отворил дверь в библиотеку — просторную светлую комнату, уставленную вдоль стен высокими книжными шкафами, с громадным столом посредине, заваленным газетами, журналами, бюллетенями научных обществ и всякими периодическими изданиями.

В одном из шкафов вместо книг оказалось несколько десятков дубовых ящичков. В определенном порядке в них были разложены бесчисленные выписки и заметки, нанесенные на карточки одинакового формата, вырезки из газет и журналов. Карточки подбирались по темам и вкладывались в бумажные обертки. Получались несшитые тетрадки разной толщины в зависимости от числа карточек в каждой из них. Всего, по словам Жюля Верна, у него накопилось около двадцати тысяч таких тетрадок, содержащих интересные сведения по всем отраслям знаний.

Брандис Е.П. Рядом с Жюлем Верном: Документальные очерки/Оформл. А. Рыбакова. — Л.: Дет. лит., 1981. — 222 с., ил., стр. 17.


Картотека В.А. Обручева содержала тридцать пудов (!) аккуратно исписанных листочков тетрадочного формата. Она хранилась в специальном шкафу типа нынешней «стенки». Листочки были разложены в хронологической последовательности. Иногда они перекладывались по алфавиту авторов или в систематическом порядке. За опубликование только части этой картотеки, включённой в первый том указателя «История геологического исследования Сибири», В.А. Обручев был удостоен Государственной премии СССР (1949). Источник

Как подходить к обучению разумно

Во время обучения мы часто используем построение блок-схем или ментальных структур. Причем, делаем это порой бессознательно. Если вы хорошо знаете предмет или область проблемы, связи просто сработают автоматически. Вы можете даже пропустить некоторые шаги. Например, свободно говорящие на иностранном языке сразу переходят от значения к слову, не подбирая в голове подходящий перевод с родного языка.

Каждый раз, когда беретесь за новую тему, подумайте — какую именно схему нужно построить. Для этого надо ответить на вопросы: какие задачи потребуют вспомнить это знание? Как манипулировать этим знанием в различных, но схожих ситуациях?

  • Если информация несложная, сосредоточьтесь на создании простой схемы — например, карточек.
  • Не уверены, что поняли тему до конца? Опирайтесь на ее практическую сторону.
  • Если конечной целью является полное понимание, попробуйте объяснить тему кому-то (или себе).
  • Чтобы решить практическую задачу, сразу начинайте думать о применении результатов этой задачи.
  • Если ситуации, в которых планируется использовать новые знания, разнообразны, приводите как можно больше различных примеров.
  • Если цель довольно конкретна, возможно, вам захочется неоднократно пройти путь решения, чтобы в следующий раз в похожей ситуации быстро все вспомнить.

Как фиксировать информацию

Цель заметок состоит не в том, чтобы с их помощью полностью овладеть предметом. Заметки помогают понять, в какую структуру выстроить новое знание, и начать это строительство.

Бывает непросто уследить за сложной темой в обучающем видеоролике или в докладе на конференции. В этом случае лучше, конечно, сфокусироваться на простом конспектировании. Однако позже, когда будет больше времени, хорошо бы вернуться к конспекту и попробовать выстроить схему. Тогда будет гораздо проще применять новую информацию в разных ситуациях.

Более-менее разбираетесь в теме, понимаете ее достаточно хорошо? Поразмышляйте о примерах и практическом приложении материала или задайте себе более глубокие вопросы по изучаемой проблеме. Встройте эти аспекты в блок-схему по теме, чтобы потом было удобнее использовать знания.

Резюме:

Во время обучения не просто конспектируйте все подряд, а попытайтесь выстроить (пусть даже только в уме, а лучше — на бумаге) схему или структуру нового знания. Это позволит вам акцентировать внимание на важных моментах, лучше их понять, запомнить. И применить в любой подходящей ситуации.

Поделиться: