- 7 мин
- 4501
Пока IT-отрасль находится в стадии бурного роста, стандартов ещё нет и каждое digital-агентство работает по своим процедурам и правилам. Ошибка в выборе digital-агентства несёт большие риски получить некачественный результат с высокой стоимостью. Как выбрать компанию, которая сделает корпоративный сайт? Воспользоваться рекомендациями знакомых или выбирать самостоятельно?
Статья для собственников компаний и маркетологов
Нужен сайт или нет?
Первый этап — осознание необходимости создания сайта как инструмента для ведения успешного бизнеса. Не стоит тратить ни копейки, если вы не уверены в том, что сайт решит поставленные перед ним задачи. В интернете множество сайтов, которые не нужны ни владельцам, ни посетителям. Мы считаем, что разработка сайта должна начинаться с определения бизнес-целей и разработки интернет-стратегии.
Зачем нужен сайт?
Сначала нужно решить, как сайт поможет вашей компании:
- продавать товары или услуги;
- работать на вашу репутацию;
- стать инструментом распространения информации о вашем бизнесе;
- информационно поддерживать клиентов и партнёров;
- давать основной и дополнительный сервис вашим клиентам.
Кто придёт на наш сайт? Есть ли рынок?
Есть ли в интернете рынок для продажи ваших товаров и услуг? Какова потенциальная аудитория? Нужно ответить на вопрос, кто придёт на ваш сайт:
- постоянные клиенты;
- новые клиенты;
- партнёры;
- сотрудники компании;
- потенциальные сотрудники.
Важно ответить на вопрос, что в итоге будет:
- простой сайт на типовом движке
- сайт под ключ (например, сразу с контентом)
- сложный, многостраничный сайт (например, интернет-магазин)
- цифровой продукт с интеграцией, например, с CRM
Какие задачи решает агентство?
Необходимо сформулировать задачи для достижения поставленной цели. Это вполне конкретные действия, с планом и бюджетом на реализацию.
Разработчики сайтов раньше получали техзадание на сайт, расписывали этапы и брались за разработку. Сейчас — разработка многостраничного сайта процесс многоступенчатый, параллельно запускется несколько блоков работ. Например:
- Проектирование
- Разработка
- Разработка контента
- Тестирование
- Запуск
В предварительных требованиях (техническое задание на сайт) к сайту, как правило, есть:
- Цели и задачи сайта.
- Описание целевой аудитории.
- Описание структуры сайта.
- Функциональные требования.
Одним из основных требований является определение срока «жизни» сайта и критерия эффективности его функционирования, определяющие выполнение цели и поставленных задач. И только после этого вы можете приступить к поиску потенциального исполнителя вашего проекта.
Время жизни сайта — сколько сайт «проживёт» без кардинальных изменений и вложений. Сильно влияет на затраты заказчика «в долгую»:
— сколько денег будет тратить компания на расширение функциональности
— сколько денег будет тратить на ежемесячную поддержку
— сколько денег будет тратиться на изменение простых функцийНа «время жизни сайта» влияет технологическое решение агентства. Например, можно получить сайт на «модной технологии», которая через год-другой уже не будет использоваться и сайт нужно будет переделывать заново.
Где получить информацию о разработчиках сайтах?
Конечно, самый распространённый вариант — «по знакомству». Всегда ли это хорошо? Нет, далеко не всегда. Кроме рекомендаций знакомых используйте следующие источники:
- Специализированные издания и рейтинги IT-отрасли.
- Рекомендации IT-экспертов.
- Через проведение открытого тендера.
По каким критериям выбирать агентство?
Эти критерии не панацея, но могут помочь отсеять часть исполнителей:
-
Сайт агентства.
— информация полная: вы можете посмотреть информацию о сотрудниках, команде, найти кейсы
Сайт характеризует надёжность компании, даёт понимание уровня профессионализма сотрудников. Сайт должен быть сделан технически грамотно. -
Опыт и возраст компании.
Достаточно найти на сайте компании «портфолио» или «кейсы». Это, прежде всего, демонстрирует качество (и масштабность) выполненных работ. Обратить внимание стоит на список клиентов заказчиков. Есть ли работы в вашей нише? Чем больше разных проектов выполнила компания, тем вам как заказчику лучше — это означает, что агентство сможет эффективно решить ваши задачи. -
Качество выполненных решений (уровень работы компании).
Большим значением при оценке данного критерия обладает наличие собственных технологий. Если есть свои наработки, значит типовые задачи можно получить по более низкой цене. -
Стоимость работ/качество/сроки и этапы работ.
Очевидно, что стоимость разработки сайта зависит от объёма работ, сроков профессионального уровня команды: архитекторов, программистов. Минимальная возможная цена определяется себестоимостью сайта, а максимальная — качеством продукта (сайта), скоростью выполнения заказа. Узнайте как происходит оценка бюджета, какова почасовая ставка в агентстве. -
Реальные отзывы клиентов.
Позвоните клиентам агентства (наверняка на сайте будет раздел с отзывами) и задайте вопросы. -
Достижения компании.
Какие достижения есть у компании? участвовали в крупных конкурсах или реализовали сложные проекты? -
Технологии.
Позвоните клиентам агентства (наверняка на сайте будет раздел с отзывами) и задайте вопросы.
-
Состав команды.
Все ли нужные специалисты есть в компании: бизнес-аналитики, seo-аналитики, аккаунт-менеджеры, сис.админы, архитекторы, специалисты по базам данных, бэкендеры, фронтендеры, дизайнеры и пр.
-
Комфортность и искренность.
Нравятся ли вам эти ребята? Люди, которым вы доверяете свой бизнес, должны быть вам симпатичны. Оперативность, пунктуальность являются характеристикой обязательности и ответственности компании. А это исключает срыв сроков работы. Чувствуете ли вы, что на все вопросы, которые вы задаёте потенциальному исполнителю, вы получаете откровенные ответы? Только честность способствует длительному и плодотворному сотрудничеству.
Что еще стоит сделать? С выбором агентства стоит поступить как с выбором врача: нужно сходить минимум к трём специалистам провести среди них негласный тендер:
-
составьте чек-лист по п.1-9 перед просмотром сайтов потенциальных подрядчиков, включите:
— состав команды, портфолио, портфолио по вашей теме, отзывы, сколько лет компания на рынке, какой технологический стек у компании, какие достижения есть у компании
- проведите первые переговоров онлайн по вашему проекту: выясните условия сотрудничества и возможный бюджет
- получите рамочные договора
- посетите офисы потенциальных подрядчиков
- сравните коммерческие предложения по функционалу
- сравните коммерческие предложения по порядку работ
- сравните коммерческие предложения по цене: выясните, почему «так дорого» или почему «так дешево»
- узнайте, какой командой будут работать над вашим проектом
- узнайте, что агентство понимает под «рисками»
- узнайте, что будет, если сработают риски
- сделайте выбор :-)
Итак, рекомендуем:
-
Составить чек-лист по п.1-9 (в полной версии статьи на сайте) перед просмотром сайтов потенциальных подрядчиков, включите:
— состав команды, портфолио, портфолио по вашей теме, отзывы и пр. - Посмотреть возраст: сколько лет компания на рынке, какой технологический стек использует.
- Какие достижения есть у агентства: решали ли сложные задачи с небольшим бюджетом?
- Проведите первые переговоры по вашему проекту: выясните условия сотрудничества и возможный бюджет. При каких условиях бюджет будет меняться?
- Выясните, как в агентстве идёт учёт и управление требованиями.
- Выясните, какую отчётность по работам даёт агентство. Попросите примеры.
- Выясните, как будет организована коммуникация с вами.
- Получите рамочные договора.
- Посетите офисы потенциальных подрядчиков. Посмотрите на команду.
-
Сравните коммерческие предложения:
— по функционалу
— по технологическому стеку
— по порядку работ
— по цене: выясните, почему «так дорого» или почему «так дешево» - Узнайте, какой командой будут работать над вашим проектом.
- Узнайте, что агентство понимает под «рисками».
- Узнайте, что будет, если сработают риски и кто их будет оплачивать.
и не рекомендуем:
- Выбирать по критерию «как можно дешевле».
- Выбирать агентство без опыта в вашей нише.
- Легкомысленно отнестись к выбору технологического решения.
Если вам нужна помощь в оценке потенциального разработчика вашего сайта, обратитесь к нам за консультацией: