- 9 мин
- 2117
Дивный цифровой мир
Андрей Остров: Мне кажется, что программисты нарочно усложнили нашу жизнь, чтобы играть в ней ведущую роль. Вы как бы говорите всем остальным: «Что вы стоите без нас в этом новом цифровой мире? Вы же ничего в нем не понимаете». Вот это усложнение — оно нарочитое или естественное?
Анна Крампец: Может ли общество обойтись без программистов сейчас? Уже не может. Без современных технологических решений ни общество, ни бизнес уже не могут развиваться. Они вынуждены покупать услуги программистов. Пока — по той цене, по которой предлагает рынок. Но представить, что рано или поздно цифровые продукты будут воссоздавать сами себя — это вряд ли. Все равно нужен человек, профессионал. Он задает алгоритм.
Профессия врача, например, намного важнее, чем профессия программиста. Но это только с одной точки зрения. Но — и пандемия это тоже показала — работа программиста тоже может обеспечить безопасность жизни. Например, сколько компаний в 2020 году перешли на удаленку ради безопасности сотрудников. И обеспечить эту удаленку им смогли программисты, которые создали все эти сервисы. А есть же еще программисты, которые на медицинскую сферу работают.
Расскажи мне про этот дивный цифровой новый мир. Как будет чувствовать себя в нем человек?
В своей автобиографии Агата Кристи пишет о том, как она решила поехать в Египет. Собрала вещички, села на поезд — и вперед. Никакой встречи с каким-то визовым центром, получения документов. Ничего этого не было в то время.
Может казаться, что в цифровом мире нас ждет что-то ужасное. Но вот смотрите. Еще два года назад в городе не было видеокамер на перекрестках. Сейчас они висят. Мы же не беспокоимся? Ездим аккуратнее, чем раньше. Многие вещи происходят закономерно. Их можно оценивать с точки морали, наверное. Но тогда вопрос: какую мораль брать за основу. Тут проблема не в программистах, а в обществе. Сможет ли общество организовать свои процессы правильным способом.
Есть ощущение, что из-за всеобщей цифровизации исчезает какое-то человеческое отношение.
Это закономерность. Возникает порядок в типовых, повторяющихся процедурах, в которых эмоции совсем не нужны. Видимо, в этом и есть «человеческое отношение». Благодаря, например, Госуслугам у нас есть совершенно безэмоциональные и удобные процедуры получения ряда документов. Внимание человека нужно в сложных ситуациях, где нет четкого алгоритма и есть большая вариабельность решений.
Сфера разработки стала сложной. В ИТ-отрасли невозможно получить один раз знания и на этих знаниях 10-20 лет жить. У компаний разный технологический стек, разный опыт. Каждая компания выглядит как конструкторское бюро. И в ней, само собой, кадры разного уровня квалификации и с разными компетенциями.
У нас в компании, например, сотрудник должен обязательно заниматься исследованиями. Поэтому мы не можем все время программиста продать. Мы обязательно должны позволить ему изучать новое, изучать технологии. А это 30% рабочего времени в месяц. И получается, что компания постоянно инвестирует в своих сотрудников. Чтобы получать в итоге прибыль на знаниях и умениях этих сотрудников.
Одну и ту же клиентскую задачу разные компании могут решить по-разному. С разным бюджетом, с разными затратами. А результат — для непосвященного человека — будет выглядеть одинаково. Как с автомобилями: они внешне все похожи, по большому счету. Но у одного двигатель может быть мощнее, а у другого — слабее.
Сколько разработчиков необходимо современному государству?
Происходит углубление и разделение труда. Это связано с тем, что среда меняется. Если раньше нам в отдел маркетинга нужен был один автор, то сейчас нужен не просто автор, который пишет. Он должен проводить исследования, знать SEO, устройство соцсетей. Это как минимум. Еще ему нужно понимать, как устроен бизнес у клиентов, и владеть большим набором разного прикладного инструментария.
С разработчиками то же самое. Компании ищут разработчиков на определенные технологические стеки, с определенным опытом. Чтобы закрыть все этапы разработки, нужно иметь узких специалистов. Недостаточно одного программиста или двух. Тебе нужен еще тестер, архитектор, специалист в базах данных. Нужен менеджер по продукту, который коммуницирует с клиентом.
Плюс не забывай, что в нового сотрудника приходится еще полгода-год вкладывать, учить. Подстраивать под процессы конкретно в твоей работе.
Что является гарантом стабильности того нового цифрового мира, о котором мы говорим?
Только конечный спрос. Затраты на разработку чего-либо клиент должен включить в стоимость своей услуги или продукта. Если у клиента нет конечного спроса, тогда ему и вся эта цифровая красота не нужна.
Три направления Online-Media
Когда цифровой мир начал зарождаться в Томске?
Первые компании на томском рынке, которые разрабатывали какое-либо ПО, были аутсорсинговыми, работали на «запад». Тысяча долларов, которые получал программист, в 2000-е годы в Томске были очень приличными деньгами. А для западного клиента это были небольшие затраты.
Маленькие западные компании искали дешевые ресурсы. Таким образом, например, у нас появился наш первый зарубежный клиент. В своей Голландии эти молодые люди — наши заказчики — не могли себе позволить такие инвестиции. Это было очень дорого — нанять голландских программистов. Они наняли нас и получили нужный программный продукт.
Потом, когда размер заработных плат у программистов по всему миру начал сравниваться, аутсорсинг стал постепенно отмирать. Сейчас нет разницы, где ты живешь. Если ты хороший программист, ты найдешь себе работу за большие деньги как в русской, так и в западной компании.
Как называется ваша компания и чем вы занимаетесь?
Компания называется «Онлайн-Медиа». Это название связано с тем, что изначально мы хотели делать информационные ресурсы под разные ниши. Собирать контент, структурировать его и делать доступным для обычных людей. Сейчас мы переориентировались, у нас теперь три основных направления.
Первое направление — разработка бизнес-платформ под веб. Сайты решают конкретные клиентские задачи — по продажам, по привлечению новой аудитории. Сейчас у нас в разработке два интернет-магазина.
Вот кстати, к вопросу о деньгах. Если мы вспомним разработку интернет-магазинов в начале 2000-х, то очевидно, что сейчас произошло безумное усложнение технологий. То, что можно было сделать в 2010 году, стоило намного дешевле, чем то, что мы делаем в 2020 году. Потому что за десять лет произошел скачок в отрасли, и приходится учитывать очень много факторов при создании сайтов. Время разработки увеличивается, соответственно и стоимость увеличивается.
Второе направление?
Второе направление у нас — цифровой маркетинг. Это поддержка и продвижение компании в разных информационных каналах. Работа с контентом, с образами, с посылами компании в цифровых медиа. Мы свою задачу видим так: при минимальных ресурсах охватить как можно больше каналов для привлечения внимания потенциального клиента к тому, что делает компания.
А третье направление?
У нас есть в разработке несколько собственных продуктов. В основном, для малого — даже не для малого, а для микробизнеса. Например, конструктор сайтов.
Не сайт, а веб-платформа
Но конструкторов же тьма. У вас какой-то особый?
Маленькая компания с небольшим оборотом не может себе позволить полноценную разработку интернет-магазина. Она вынуждена искать готовые решения. Обычно этим занимается собственник. Он находит какой-то конструктор сайтов и ориентируется на его внешние характеристики и цену. И вот сам собственник вечерами, после основной работы, начинает что-то там ваять.
Традиционные конструкторы сайтов продают красоту и бесплатность, но эта бесплатность условная, мы же понимаем. Маленькая компания тратит 10-15 тыс. руб. в год за пользование этим конструктором. Но это только в денежном выражении. А собственное время и ресурсы, как вложение, собственник не считает.
Дальше. Компания развивается, но с этим сайтиком на бесплатном конструкторе она ничего не может сделать. Не может его забрать, не может расширить его функциональность, сделать какие-то фишки, которые возможны при заказной разработке. Но заказную разработку маленькая компания не потянет. Для таких компаний мы сделали дешевое решение, которое позволяет им на старте получить функционал, доступный только при заказной разработке.
Вы потом отдаете им этот сайт? И люди могут делать с ним все, что угодно?
Да.
Не идете ли вы тогда в разрез с общей тенденцией? У всех идет удорожание, а вы пашете на удешевление.
Чтобы удешевить разработку, нужно от чего-то отказываться. От сложного дизайна, от программирования и так далее. Но кто-то должен выполнить работу, чтобы был сайт. Мы эту работу отдаем в билдер — движок, который генерирует сайты.
Клиент приносит ворох каких-то бумажек, файлов и прочего: «Хочу сайт». Наш эксперт разбирает эти бумажки и говорит: «Мы эти данные будем структурировать так-то и так-то». Эксперт на входе задает данные в нужном формате, нажимает кнопочку — сайт генерируется. И это, замечу, не программист, не архитектор баз данных. Функции программиста выполняет движок. Поэтому выходит дешевле.
Было время, когда говорили: никаких сайтов уже не надо, никаких интернет-магазинов, когда есть социальные сети. Через них можно будет все продать, купить и так далее. Этап персональных сайтов закончен. Да или нет?
Это просто довольно устаревшее слово — сайт, под которым понимается как бы личная страница. Мы все же рассматриваем сайт как веб-платформу для компании, которая решает очень много функций. В том числе, обучение внутри компании, интеграция с внешними сервисами и так далее. Ни в какой социальной сети это сделать невозможно.
Во-вторых, тем, что тебе не принадлежит, ты не можешь управлять. А социальные сети не принадлежат клиентам. Ты создаешь какую-то группу под свою компанию. Публикуешь там контент. Как только социальная сеть изменила алгоритм, у тебя все может поменяться.
Что касается сайтов, то сейчас мы вынуждены учитывать развитие поисковых систем. Потому что люди используют поиск и через результаты поиска попадают на ресурсы. И это тоже затраты, которые несет собственник бизнеса.
А собственнику бизнеса никуда от этого не деться, если он хочет работать больше, чем на один город. Он вынужден учитывать поисковые системы, социальные сети, развитие месседжеров, ютуб, подкасты. Вот этот весь обвес, который есть.
Очень сложно. Можно ли было пройти мимо этого этапа?
Посмотри на историю развития любой отрасли. Пришел Форд с автомобилем и извозчики исчезли. Постепенно появился регламент — правила дорожного движения. Все более-менее устоялось. На любую отрасль нужно время.
Статьи Анны Крампец